22 февраля 2019 19:50
фото: Елена Минина

Когда лучшее хорошему не враг

Рационализатор восстановительного поезда Юдино готов оспорить всем известное крылатое выражение

Молодой электрогазосварщик Дмитрий Лоскутов за пять лет работы на железной дороге предложил, реализовал и внедрил множество рацпредложений.
– Так сколько же их было в итоге, Дмитрий? – пытаюсь узнать я точное количество идей, которые были поданы нашим героем.
– Да не помню я, честно, ведь не все они оформлялись, – с улыбкой разводит руками Лоскутов.
Впрочем, подобный ответ наверняка дали бы большинство железнодорожных рационализаторов. Потому что непрерывное улучшение любых процессов, доработка различных механизмов – это, что называется, у них в крови. Это особое, неотъемлемое качество их личности. Дмитрий Лоскутов приводит простой пример:
– Купил человек микроволновку, принёс домой, поставил на кухонный стол. Стоит она там, и вроде бы удобно. Но ведь на это место можно было бы поставить сахарницу, солонку, да и гостя ещё одного усадить, когда друзья соберутся чай пить на кухне. Поэтому для микроволновки у рационализатора дома будет другое место подобрано – например, на специально прибитой им полочке на стене, где и дотянуться до техники можно легко, и не помешает она никому.
Вот так всё просто объяснил: гости ещё на кухне не собрались, а об их удобстве уже заранее подумали. Впрочем, надо признать, что в работе железнодорожника идеи усовершенствования того или иного процесса чаще возникают всё же во время непосредственной практической деятельности.
– Помню, на самых первых для меня как работника восстановительного поезда полигонных учениях, которые проходят дважды в год, ставили мы на путь вагонную тележку. При этом держать её приходилось вчетвером, выравнивать… Тогда-то и появилась мысль, что если бы у нас были съёмные упоры, которые можно закрепить на рельсах, то тележку гораздо проще и быстрее было бы установить на них, – вспоминает Дмитрий.
После завершения учений он сумел на практике реализовать свою идею. Конечно, с помощью опытных коллег с восстановительного поезда станции Юдино. «Приспособление для выравнивания сошедшей вагонной тележки при установке на путь» – так названо его первое рационализаторское предложение, которое было официально оформлено и зарегистрировано.

– Откровенно говоря, когда я предложил оптимизировать тот процесс, я и не знал ещё о том, что за это и премию можно получить, – снова улыбается Дмитрий Лоскутов своей искренней, открытой улыбкой.

И хоть точное количество предложений он сейчас и не помнит, но на четыре из них им получены удостоверения. А в конце прошлого года Дмитрий Лоскутов получил диплом о присвоении ему звания «Лучший рационализатор на Горьковской железной дороге». При этом чести работать на магистрали он устроился лишь пять лет назад – случайно узнал от знакомых, что есть вакансия сварщика на восстановительном поезде.
– О железнодорожной специфике не знал ничего! Сначала показалось, что всё очень сложно здесь. Но благодаря коллективу освоился быстро. Встретили хорошо, помогали, объясняли, терпеливо на вопросы отвечали... Плюс непрерывная подготовка, практические учения, освоение новых профессий. Всего пять лет, казалось бы, а я уже отучился на заточника, стропальщика, токаря, получил допуск к высотным работам, – рассказывает Дмитрий.

– И я уверен, что он ещё не раз проявит себя и как профессионал, и как рационализатор. Потому что Лоскутов всегда лёгок на подъём и креативен. На планёрке, например, поставишь задачу. И вот, прошёл час–другой, а Дмитрий уже идёт, предлагает идеи, показывает наброски, чертежи… Очень ценное это качество – когда ни о чём просить не надо, уговаривать, если человек инициативен, – отмечает особенности характера рационализатора Владимир Садриев, начальник восстановительного поезда станции Юдино.

Да, так бывает. Пять лет назад даже не слышал о существовании восстановительных поездов, а сегодня Лоскутов тратит свою кипучую энергию на то, чтобы его рацпредложения помогали в решении главной задачи восстановителей.

– Мы должны как можно скорее освободить железнодорожный путь в случае аварий, сходов, крушений или при других возникших проблемных ситуациях. В нашей работе «эффективнее» практически всегда означает «быстрее», – поясняет Дмитрий.
И вот тут понимаешь, что лучшее – это просто лучшее, и никакого конфликта с хорошим, с той самой золотой серединой, которая подразумевается в известном высказывании, здесь нет и быть не может.

Ведь все улучшения, которые реализуются в восстановительном поезде на станции Юдино, направлены на общее повышение безопасности движения на железной дороге. И здесь любое, даже совсем небольшое, усовершенствование бесконечно важно.

– Вон смотрите, сколько снега за последние дни намело… А у нас аварийная тележка на открытой платформе надёжно прикрыта лёгким металлическим навесом. Пойдёмте, покажу. В случае необходимости он быстро поднимается, и тележка сразу готова к работе, не надо её от снега очищать. Плюс во время простоя минимизирован вред от воздействия осадков, – рассказывает Дмитрий, одновременно показывая ещё одно изобретение, которое разработано и применяется в их восстановительном поезде.
Елена Минина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28