25 мая 2020 04:20

25 мая 2020 04:20

Задачи поставлены – ответы будут

Кружки качества подводят итоги работы и определяют перспективы

Кружки качества – это новый для Горьковской железной дороги способ активизации рационализаторской деятельности. Используется он на магистрали с января 2018 года. Было создано пять кружков – по количеству территориальных управлений (Муромское, Горьковское, Кировское, Казанское и Ижевское). От каждого региона в кружки привлечено по 10–15 человек. Это – активные рационализаторы с линейных предприятий.

2.jpg


Марина Баталова, заведующий кабинетом технической информации (г. Нижний Новгород)




3.jpg



Рустем Гараев, начальник геобазы ДИЦДМ Горьковской дирекции инфраструктуры, председатель совета рационализаторов Горьковского региона ГЖД


Из их числа в каждом кружке выбран старший рационализатор. Координирует сбор рационализаторов заведующий кабинетом технической информации соответствующего региона.


В основе создания кружков – опыт промышленных предприятий Японии, а также опыт рационализаторской деятельности, существовавший в СССР. Предпринята попытка возродить его: хорошее забывать нельзя. Сегодня – слово тем, кто непосредственно занят в этом процессе, в организации деятельности кружков качества в Горьковском регионе ГЖД.


– Что представляют из себя кружки качества?

Марина Баталова: – В кружках качества вместе собираются специалисты с творческой жилкой, работающие в разных хозяйствах. Руководством служб и дирекций поставлены перед ними производственные задачи, связанные с рационализацией, и «кружковцы» пытаются выработать решение для устранения существующих проблем. Результатом совместной работы может быть несущественное изменение конструкции техники, технологии или состава материала, являющееся новым и полезным для ОАО «РЖД»: то, что мы и называем рационализаторским предложением.


В кружок качества Горьковского региона вошли рационализаторы производственного участка Горький-Муром Горьковской дирекции по ремонту тягового подвижного состава, ремонтного вагонного депо Горький-Сортировочный, центра диагностики и мониторинга инфраструктуры, моторвагонного депо Горький-Московский, Горький-Казанской дистанции пути, Нижегородской дистанции инфраструктуры, эксплуатационного локомотивного депо Горький-Сортировочный, Горьковской дистанции электроснабжения, Горьковской дистанции сигнализации, централизации и блокировки, Нижегородского регионального центра связи, Горьковского участка дирекции пассажирских обустройств.


– Как была организована работа кружка качества Горьковского региона в 2018 году?


Марина Баталова: – В первом полугодии перед рационализаторами Горьковского региона были поставлены следующие задачи: выработать предложения по устранению отказов технических средств, улучшению и модернизации техники и технологий, повышению безопасности на железнодорожных переездах, снижению уровня шума от устройств заграждения переездов. «Кружковцы» собирались два раза в месяц. В начале месяца ставились задачи, в конце – обсуждались принятые предложения.

Рационализаторы «накидали» целый ряд решений. Что касается переездов, то это и применение светоотражающих красок на ограждающих столбиках, и акустические датчики на переездах, и автоматическое оповещение машиниста и ДСП о возникновении препятствия на станционных переездах.


Кроме того, результатом коллективной работы стали следующие рацпредложения.

В ВЧДэ Горький-Сортировочный это приспособление для контроля длины расцепного привода, модернизация досмотровой штанги JONNESWAY.
В ТРПУ-29 Горький-Муром – приспособление для сжатия пружин электропневматического клапана автостопа ЭПК-150, устройство для подготовки снятых с локомотива датчиков ДПС системы САУТ-ЦМ к проведению текущего ремонта, устройство для проверки целостности монтажа системы АЛСН с УКБМ. Интересные и эффективные решения есть по моторвагонному депо Горький-Московский, Горьковской и Владимирской дистанциям пути, центру диагностики и мониторинга инфраструктуры, по другим подразделениям.


– То есть созданные на дороге кружки качества сразу показали свою эффективность?


Рустем Гараев: – Да. Но принятая изначально схема их работы не является догмой. Вскоре после создания кружков стала ощущаться их разрозненность. Каждый из них варился в собственном соку. «Общий сбор» всех регионов был только на заседании главных инженеров – при подведении итогов работы. Но этого было явно недостаточно.


Поэтому поступило предложение изменить схему работы, установив новые горизонтальные и вертикальные связи. Предложено заседания кружков проводить совместно со специалистами служб и дирекций с подключением видео-конференц-связи ко всем регионам. Теперь заседания проводятся каждый вторник, и каждый вторник новая дирекция или служба озвучивает свои вопросы.
В 2018 году мы только аккумулировали вопросы. Рационализаторы могли выбрать наиболее подходящие, наиболее интересные для себя задачи и подумать над их решением. Сами решения будут заслушиваться в 2019 году.


Все рационализаторы, входящие в кружок, установили между собой контакт через интернет-связь (в мессенджере Viber), так что они имеют возможность в любой момент посоветоваться с коллегами.

Вся эта работа проводится специалистами благодаря их энтузиазму, без дополнительного финансового стимулирования. Люди действительно болеют за производство, все разработки ведутся не в ущерб основной работе. На мой взгляд, это положительно характеризует рационализаторов.

В Горьковском регионе решено переименовать кружок качества в совет рационализаторов. С нашей точки зрения, это более точно отражает его сущность.

Видео-конференц-связь позволяет охватить полигон всей дороги. Участники обсуждают проблемы, которые требуют решения. Руководство ставит перед нами конкретные задачи.


– Какие именно задачи – в каждом из хозяйств?


Марина Баталова: – В локомотивном хозяйстве есть, например, проблема, которая касается конкретно электровозов ВЛ80: необходимо исключить поломки редукторных болтов и болтов шапок моторно-осевых подшипников.


В дирекции моторвагонного подвижного состава остро стоят вопросы горячего простоя, в частности, минимизации расхода дизельного топлива на горячий простой. Необходимо организовать береговое питание моторвагонного подвижного состава на путях отстоя моторвагонного депо. Существуют проблемы небаланса в контактной сети и некорректного учёта веса поезда.


В хозяйстве пути не теряют актуальности проблемы обеспечения безопасности на железнодорожных переездах, исключения непроизводственного травматизма. Нужны новые, эффективные решения по определению намагниченности в изолированных стыках, недопущению и устранению выплесков, снижению интенсивности износа рельсов и металлических частей стрелочных переводов.


На заседании кружка качества эсцебистов обсуждались проблемы потери контакта в плате реле при замене аппаратуры и оборудования СЦБ штепсельного исполнения на постах ЭЦ, контроля параметров АЛСН и САУТ, защиты от перенапряжений в устройствах железнодорожной автоматики и телемеханики.


Дирекция эксплуатации зданий нацеливает кружки качества на решение проблемы продления службы светодиодных светильников, на поиск технических решений, которые позволят стабилизировать напряжение, защитить от его перепадов светильники. Актуально для ДЭЗ (особенно на малодеятельных станциях) внедрение безлюдных технологий: автоматического управления отоплением, электро- и водоснабжением. Для этого необходимо определить возможность мониторинга и обеспечения удалённого доступа к контролю и управлению бытовыми коммуникациями (GSM, Интранет, линии связи). Есть необходимость доработать существующую технологию или предложить новое конструкторское решение по заземлению металлического сайдинга на фасаде зданий. Рационализаторам предложено также обдумать варианты защиты от вандализма приборов учёта и способы очистки кровли от наледи с наименьшими затратами.


В дирекции пассажирских обустройств рационализаторам предстоит заняться проблемой контроля освещения платформ и темой их негабаритности после капитального ремонта пути. Здесь, кстати, необходимо тесное взаимодействие с дирекцией инфраструктуры.

Непроизводственный травматизм, обеспечение пожарной безопасности в помещениях на станциях, измерение параметров контактной сети – вот примерный список тем, над которыми предложено поработать кружкам качества в хозяйстве электроснабжения.


В русло решения всех этих проблем и должна быть направлена деятельность кружков качества.

Рустем Гараев: – Понятно, что никто не ограничивает нас этим списком. Приветствуется любое предложение, направленное на повышение эффективности работы, обеспечение безопасности, снижение трудоёмкости производственного процесса. Но эта своего рода методичка дисциплинирует мысль, обозначая узкие места – точки приложения сил рационализаторов.


– В чём смысл использования такой формы работы, как кружки качества?


Марина Баталова: – В кружках качества собираются разные люди. Есть те, кто настроен творчески. Есть и скептики. Но когда они видят увлечённость своих коллег, полёт фантазии (и это не преувеличение), то им тоже становится интересно и они втягиваются в процесс обсуждения, предлагают свои варианты решений. Уже не зацикливаются на привычном, стараются определить новый, более эффективный порядок вещей.

Рустем Гараев: – У нас на геобазе практически у всех работников есть удостоверения рационализаторов. Творчество, оно заразительно. Причём люди разного склада ума, темперамента, образования, разных поколений очень удачно дополняют друг друга. Работники старшего поколения, например, великолепно знают сопромат, теормех. А молодёжь покажет, как эти знания соединить с компьютерными технологиями. Или наоборот. Молодые работники, почерпнув интересную идею в Интернете, представляют свои разработки на суд старших товарищей, а те оценивают их с позиций опять-таки сопромата, пригодности предлагаемых материалов.


Огромную поддержку кружкам качества оказывают специалисты ДЦНТИБ. В Горьковском регионе это Марина Адамовна Баталова, заведующий кабинетом технической информации в Нижнем Новгороде. Её работа в ДЦНТИБ связана с распространением научно-технической информации, а также с выявлением передового опыта, подходящего для заимствования. Кроме того, Марина Адамовна проверяет и осуществляет первичное редактирование документов (информационных карт) для распространения на сеть дорог. Координирует работу технических информаторов линейных предприятий для скорейшего доведения информации до специалистов сети дорог. При этом она взяла на себя многие организационные моменты при подготовке заседаний кружков качества.


Железнодорожникам нетрудно представить себе, насколько сложно собрать в одном месте 15 человек, работающих в разных подразделениях, по разным графикам, загруженных должностными обязанностями и дополнительными заданиями своего руководства. Или, предположим, от службы пути к заседанию совета рационализаторов поступило десять рацпредложений. Надо выбрать изюминку, рациональное зерно, наиболее значимые идеи. Это мощный объём работы, которая не всегда видна со стороны. Но в любом случае – без организатора, координатора, которым и стала для нас всех Марина Адамовна Баталова, здесь не обойтись.

Беседовала Марина Галкина