19 августа 2019 13:22
фото: Елена Минина

«Мои ориентиры – труд и спорт»

Встречая 70-летний юбилей, Александр Еникеев продолжает дарить свою энергию окружающим

Человек, которого в Агрызе знают многие жители города. Спортивный, подтянутый мужчина, которым гордятся все члены его семьи. Машинист, о котором рассказывают всем посетителям музея местного локомотивного эксплуатационного депо.
Человек, вошедший в историю». Это первый вариант названия статьи, который появился после того, как я уже вернулась в редакцию из Агрыза и начала работать с собранным материалом. Нет, не так. «Человек, создававший историю». Нет, снова нет, не то, не так… Скажу честно – вариантов было ещё очень много. И так бывает всегда, когда встречаешься с такими людьми, как Александр Еникеев. Такими – это какими? Хорошо, я обязательно поясню.
Музей боевой и трудовой славы эксплуатационного локомотивного депо станции Агрыз. Здесь собрано множество уникальных экспонатов. Мы встречаемся с Еникеевым именно там. Смотрим экспозицию. Доходим до стенда, где вывешены чёрно-белые фотографии, на которых запечатлён торжественный митинг, посвящённый открытию электрифицированного участка Агрыз – Янаул в ноябре 1983 года.
– Конечно, я помню этот день. Хоть и ноябрь стоял, но было достаточно морозно. Вот, смотрите, и начальник отделения, и первый секретарь, и начальник депо – все стоят в меховых шапках и тёплых пальто, – показывает детали на фотографиях Александр Еникеев.
А вот и он сам. С модной тогда причёской – удлинённые бакенбарды, в форменной фуражке, гордо держит над головой ключ в пластиковой коробке от электровоза ВЛ60. Я предлагаю повторить композицию. Александр Халилович бережно вынимает пластиковую коробку из-под стекла, и мы делаем фото. Прямо рядом с тем, которые от 1983 года. Присмотритесь внимательнее к фотографии в газете: слева от нашего героя экспозиция, посвящённая тому памятному митингу.
– Да, это был настоящий праздник… Собралось очень много гостей. Помню, после митинга поднимался в кабину, а сердце колотилось быстро-быстро… Рейс того грузового поезда на электровозной тяге длиной в 136 километров точно не забуду никогда, –
говорит он.
Мы продолжаем внимательно рассматривать фотографии. Практически на каждой – непременная атрибутика тех лет: коммунистические лозунги, портреты лидеров партии. Даже на электровозе, тот самом, который первый проделал путь до Янаула, закреплён портрет Владимира Ленина.
– Это наша история. У нас была идеология, нам было на что опереться. И лично я всегда верил в то, что на верном пути, –
уверен Еникеев.
А это очень важно – быть уверенным в том, куда идёшь. Никаких оценок – только факты. Да, у нашей страны – советское прошлое. И бурное развитие железных дорог, и подвиги железнодорожников в годы Великой Отечественной войны, и быстрые темпы электрификации, и многие-многие другие достижения – это всё заслуги людей, которые были уверены в своих идеалах. Разве это плохо?..
– После того, как СССР перестал существовать, наша страна начала новый этап своего развития. Помните пословицу: выплёскивая воду, не выплесни и ребёнка? Имеется в виду, что нужно приложить максимум усилий, чтобы постараться сохранить всё то хорошее, что было, – развивает мысль Александр Халилович.
И я не случайно делаю акцент на идеологию в рассказе про нашего юбиляра. Ведь его биография тесно связана как с локомотивным депо Агрыз, так и с партийной работой. В депо он пришёл сразу после окончания ГПТУ-27 в 1968 году. Потом – армия, затем – вернулся. Александр Еникеев – один из тех, кого называют трижды машинистами: он работал и на паровозе, и на тепловозе, и на электровозе. При этом всегда активно участвовал в общественной жизни локомотивного депо. Ведь не случайно именно ему, ударнику десятой пятилетки, тогда, в 1983 году, доверили провести тот самый первый состав на электровозной тяге на участке Агрыз –
Янаул. И вот здесь, пожалуй, самое время пояснить, почему названия статьи, о которых я говорила в самом начале, так и не использовались в конечном варианте. Да всё просто. Тот отрезок истории, о котором сегодня рассказывают в музее депо Агрыза, создавали многие железнодорожники. Они строили пути, занимались процессом электрификации железной дороги, дорабатывали и обкатывали тот самый локомотив ВЛ60, который первым пошёл по перегону... И если я не могу в одном материале упомянуть каждого из них, то и название статьи должно быть соответствующим.

– Мы прошли свой путь, отдавали железной дороге все силы. Вот говорят – «старая школа», слышали, да? Так вот, все выходцы той самой «старой школы» подтвердят, что на первом месте всегда оставался человек труда, – говорит Еникеев.

И мы с ним сходимся в мысли: для того чтобы экспозиция музея постоянно пополнялась и на стенах появлялись фотографии новых героев – работников железной дороги, к человеку труда просто необходимо сохранять особое отношение. Неизменно приоритетное.
Но вернёмся к интересной биографии нашего юбиляра.

В 1984 году Александра Еникеева избрали секретарём партийной организации локомотивного депо.
– Я всегда старался принимать все решения только по совести. А в случае объективных нарушений установленных правил не шёл на компромиссы. Помню, многих тогда исключил из партийной организации, – вспоминает Александр Халилович.

«Старая школа»… Да, он многое для себя вынес оттуда. Например, видел, что руководители локомотивного депо, прошедшие войну, общались с людьми всегда спокойно, уважительно, не повышая голоса. Он перенял эту манеру. Знаете, он и сегодня говорит негромко, ровно, но так, что каждое слово запоминается.
В 1986 году бескомромиссного секретаря партийной организации депо заметили руководители города. Предложили избираться председателем исполкома Агрызского городского совета.

– Честно скажу – отказался сначала. Понимал, какая ответственность ляжет на плечи, не хотел уходить из депо, – откровенно рассказывает Еникеев.
Но его всё-таки избрали председателем исполкома, и он так же уверенно, бескомпромиссно, как и всегда, взялся за работу. И в течение 14 лет, пока Александр Еникеев «стоял у руля», Агрыз значительно преобразился. Это мнение жителей города. Активно велось строительство жилых домов, социально значимых объектов. А в 2000 году Еникеев вернулся в родное локомотивное депо Агрыз заместителем начальника по эксплуатации.

– Невольно сравнивал, конечно, как и все люди, которые возвращаются куда-то, – как было, как стало… И здесь не может быть таких оценок, как лучше или хуже. По-другому – да. И это очень важный закон жизни. Она всегда переменчива, – улыбается Александр Халилович.
В этом «городе железнодорожников» у Еникеева родились сын и дочь. И да – они продолжили дело отца, оба работают на железной дороге. А ещё у Александра Халиловича уже два внука и внучка.

– Вот, смотри, это мои мальчишки после хоккейного матча, – показывает мне дедушка фото внуков в своём смартфоне.
Спорт – вот о чём я ещё не рассказала. Так и он в жизни Еникеева присутствовал всегда. Именно занятия спортом позволяют находить силы для ещё более интенсивного труда. Он и сейчас с удовольствием встаёт на лыжи. И это внукам приходится догонять дедушку на лыжне.
А ведь 30 января Александру Халиловичу исполнилось 70 лет! Искренние поздравления вам, человек труда!
Елена Минина