10 декабря 2019 11:49

10 декабря 2019 11:49

Система многих единиц

Новые грузовые электровозы серии 2ЭС5К, которые поступят на ГЖД в течение 2019 года, частично обновят локомотивный парк Горьковской дирекции тяги.

Электровоз из Новочеркасска 2ЭС5К по своим основным техническим характеристикам во многом сопоставим с уходящим в историю ВЛ80, но во многом и различен. Сходство характеристик полностью соответствует назначению электровоза – осуществление грузовых перевозок по участкам с равнинным и укороченным горным профилем. В течение 2018 года Новочеркасский электровозостроительный завод выпустил 410 электровозов серий 2ЭС5К и 3ЭС5К. Буква «С», или «секционный», означает, что электровоз располагает технической возможностью работы по системе многих единиц. В течение текущего года в Горьковскую дирекцию тяги планируется поступление 60 электровозов серии 2ЭС5К.


Локомотив состоит из двух одинаковых секций с кабиной управления в каждой. В хвостовой части имеется межсекционный переход. Есть различие: в одной из секций расположен санузел. Масса электровоза – 192 тонны, длина по осям автосцепок составляет 35 004 мм.


С электровозом 2ЭС5К, который со временем поступит на ГЖД, неплохо знакомы на Северной дороге. Он заходит туда с Северного участка переменного тока Октябрьской магистрали. Отзывы об электровозе от северян в целом положительные.


Так, сходство с электровозом серии ВЛ80 заключается в силе тяги – 52 тонны, расчётной скорости – 44,8 км/ч, весовой и стандартной весовой нагрузке: от 6300 до 5200 тонн, в зависимости от условий движения. При этом он имеет существенное преимущество перед предшественником: это возможность ведения поезда в режиме рекуперации. Но в электровозе 2ЭС5К есть и существенный недостаток. Панель приборов не интегрирована под возможность удобного эргономичного размещения СУТП. Так, например, эта опция изначально конструктивно заложена на электровозе 2ЭС7.


При этом 2ЭС5К оборудован самыми современными приборами безопасности и располагает всеми стандартными характеристиками для ведения тяжёлых и сверхтяжёлых грузовых составов массой до 9000 тонн, а также может участвовать в формировании и ведении соединённых поездов массой до 12 600 тонн.


– Но 2ЭС5К, в отличие от своего «тёзки» без индекса, отличается схемой передачи тяги на тяговые двигатели. Так, в 2018 году прошли успешные испытания грузового электровоза 2ЭС5. Подъём Тюрлема – Свияжск показал, что равномерное распределение нагрузки на тяговые двигатели обеспечивает грузовому составу равномерный подъём без риска встать при сработке защиты от перегрузок тяговых двигателей. На 2ЭС5К установлены двигатели стандартного коллекторного типа (на что указывает индекс «К»), поэтому в пути следования многое зависит от правильно выбранного режима ведения локомотивной бригадой, как и на электровозе ВЛ80, – рассказал начальник тягово-энергетической лаборатории Горьковской дирекции тяги Александр Ландышев.


Надо понимать, что 2ЭС5К представляет собой симбиоз традиционного локомотивостроения и инноваций, поэтому в скором времени группа машинистов и машинистов-инструкторов будет отправлена в Новочерскасск для обучения навыкам ведения и обслуживания электровоза. Как сообщили в техотделе Горьковской дирекции тяги, соответствующее письмо уже подготовлено и ожидает согласования.


– Кроме электровозников, которые направятся в Новочеркасск, будет также сформирована группа машинистов и машинистов-инструкторов, которая направится в Брянск на обучение ведению и обслуживанию тепловоза 2ТЭ25Км, – добавил инженер тех-отдела Горьковской дирекции тяги Валерий Крицков.


Тем временем электровоз 2ЭС5К на заводе-изготовителе получил своё техническое развитие. На основе базовой модели электровоза 2ЭС5К в Новочеркасске создан электровоз 3ЭС5К. Техническое решение основано также на системе многих единиц. На 3ЭС5К между стандартными секциями управления расположена тяговая бустерная секция. Она проходная, поэтому машинист или помощник машиниста могут беспрепятственно, не выходя наружу, пройти в бустерную или нерабочую кабину электровоза.


В сходстве основных технических параметров между электровозами серий ВЛ80 и 2ЭС5К заключается ещё одно важное преимущество – относительно самодостаточная ремонтоудобность.


– Для обеспечения качественного ремонта в условиях сервисного локомотивного депо электровоза 2ЭС5К вполне хватит имеющихся стандартных мощностей. Необходимо только дооснащение оборудованием под электровоз 2ЭС5К, – рассказал начальник сервисного локомотивного депо Горький-Центральный ООО «ЛокоТех-Сервис» Алексей Фомичёв.


1-2.jpgНикита Филиппенко, начальник центра по ремонту и обслуживанию устройств безопасности Горьковской ТР:


– Электровозы серии 2ЭС5К оборудованы новым типом устройств безопасности. «Безопасный локомотивный объединённый комплекс (БЛОК)» – так называется эта современная система, предназначенная для обеспечения безопасности движения поездов, в том числе в поездной и маневровой работе. БЛОК позволит облегчить труд работников дирекции по ремонту тягового подвижного состава. Существенное отличие нового устройства в том, что оно заменяет собой целый комплекс блоков, соединённых между собой монтажными кабелями. Это системы автоматического управления тормозами, автоматической локомотивной сигнализации и другие. «Безопасный локомотивный объединённый комплекс» создан на базе единого микропроцессорного устройства, и никакие дополнительные штепсельные соединения и разъёмы не требуются. БЛОК занимает меньше места в кабине машиниста, более надёжен в эксплуатации, к тому же время на обслуживание устройства потребуется существенно меньше. Всё это позволит оптимизировать производственный процесс.


Леонид Акопов, Алена Зудина

Элемент не найден!