23 февраля 2019 10:47

Ещё бережливее

Экономический эффект от внедрения проектов должен вырасти за год на 10 процентов

Сокращение непроизводительных потерь – один из способов повысить эффективность работы. А одним из инструментов, которые помогают в достижении этой цели, является бережливое производство. Насколько последовательно использовался он на Горьковской магистрали в 2018 году, какие резервы остаются пока незадействованными – об этом состоялся разговор на заседании технико-технологического совета ГЖД, прошедшем под председательством начальника дороги Анатолия Лесуна.

Кто идёт против течения

Общую оценку работы дал главный инженер ГЖД Андрей Ищенко.

Экономический эффект от реализации проектов бережливого производства – 109,1 млн руб. Это выше планового на 1%, а прошлогоднего – на 42%. Более чем в полтора раза увеличился средний экономический эффект от одного проекта.


Казалось бы, общими усилиями достигнут хороший результат. Однако три дирекции (по энерго-обеспечению, управления движением и управления терминально-складским комплексом) выпали из общей тенденции.

– Необходимо проанализировать причины невыполнения задания и принять меры, чтобы не допустить подобного в дальнейшем. Планы на 2019 год вам будут установлены индивидуально, – обратился Андрей Ищенко к руководителям этих дирекций.


Ещё одно предложение по этому поводу поступило от начальника службы технической политики Дмитрия Орлова. Руководители региональных офисов тех дирекций, где бережливому производству уделяется недостаточно внимания, должны возглавить работу по внедрению собственного, весомого проекта. И уже в первом квартале защитить его в проектном офисе дороги.


Самые бережливые среди регионов – Горьковский и Кировский. На их долю приходится более 63% общего экономического эффекта.

Андрей Ищенко отметил также, что в 2018 году до 23% увеличилась доля экономического эффекта, полученного от реализации мультифункциональных проектов. Задача следующего года – добиться дальнейшего увеличения этого показателя. Ориентир – 30%. Это важно. Именно мультифункциональные проекты помогают решать проблемы и устранять непроизводительные потери на стыке хозяйств.


Общий план по сокращению затрат тоже увеличится – на 10%. От Горьковской дороги ждут экономического эффекта в размере 119,03 млн руб.


А это значит, что надо наращивать темпы, создавать благоприятный климат для генерации идей. Большое значение в этом деле придаётся формированию соответствующей информационной среды. Главный инженер ГЖД считает необходимым продолжить выпуск вкладки к газете «Волжская магистраль» –
«Под знаком качества», а также ежеквартального издания «Вестник инженерной деятельности».


Конкурс отменяется?

2-1.jpgГод назад на таком же заседании техсовета по бережливому производству принят ряд решений, направленных на повышение эффективности этой работы. В частности, было решение о равномерном распределении внедряемых проектов на протяжении четырёх кварталов (в 2017-м значительная их часть реализована лишь к концу года).


Начальник службы технической политики Дмитрий Орлов в своём докладе отметил, что в 2018-м ситуация стабилизировалась. Однако не все службы и дирекции смогли решить поставленную перед ними задачу. А первый квартал так и остался «пустым». В связи с этим на первый план снова выходят вопросы планирования.  


При разработке проектов бережливого производства предпочтение отдаётся идеям, где экономия достигается за счёт снижения расхода материалов и энергоресурсов. Но всё же заметно стремление некоторых дирекций сэкономить на фонде оплаты труда. В дирекции инфраструктуры, например, сокращение ФОТ составляет 44% от достигнутого эффекта. Такие подходы формируют негативное отношение персонала к программе бережливого производства, считает Дмитрий Орлов.

Ещё одно решение прошлого техсовета – о необходимости повышать ценность внедряемых проектов. Оно выполняется. В два с лишним раза увеличилось количество проектов с экономическим эффектом от 100 тыс. до 500 тыс. руб. Это результат более глубокого изучения улучшаемых процессов и устранения в них большего количества потерь. Такой подход необходимо сохранить на 2019 год.


Вместе с тем есть и другие цифры – неизменные 12% проектов с экономическим эффектом менее 10 тыс. руб. Они, как правило, носят локальный характер улучшений на рабочих местах. А затраты на их обработку в проектных офисах всех уровней перекрывают полученный эффект.

Дмитрий Орлов предложил считать такие проекты рационализаторскими предложениями и передовым опытом. Это высвободит время, необходимое для поиска более глобальных потерь.


Среди тем, которые затронул Дмитрий Орлов в своём докладе, – вовлечённость персонала в процесс улучшений. Проверенным инструментом в этом деле является использование соревновательного принципа. Так, работники знают о сетевом конкурсе «Лучший проект бережливого производства в ОАО «РЖД». По его результатам предприятия Горьковской железной дороги почти всегда были в числе призёров. Однако в 2018 году конкурс не проводился.

– Считаю, что такую работу необходимо возобновить на полигоне дороги, – высказал своё мнение Дмитрий Орлов.


Пятикратный эффект

На узловых рабочих группах сосредоточил своё внимание начальник технологической службы Дмитрий Индейкин.

Сейчас на полигоне дороги действует 27 таких групп. В зависимости от вида деятельности они разделены на четыре категории: УРГ сортировочных, участковых, грузовых и пассажирских станций. В их функции входит реализация предложений по оптимизации перевозочного процесса, совершенствованию работы станции, реализации проектов бережливого производства, в том числе мультифункциональных.


Анализируя проекты узловых групп, Дмитрий Индейкин отметил, что экономический эффект от их внедрения увеличился по сравнению с прошлым годом в пять раз.

Из проектов он особо выделил тот, что реализовала УРГ Вековка. Здесь внедрена технология соединения двух контейнерных поездов (каждый – длиной 71 условный вагон). Это позволило увеличить производительность локомотива и средний вес поезда, а также снизить потребность в локомотивах и локомотивных бригадах. Технология эта сейчас работает в чётном направлении. По поручению начальника дороги разработана также технология для нечётных поездов.


Интересен проект УРГ Йошкар-Ола «Формирование и отправление поездов повышенного веса и длины на Орехово-Зуево».

Планы УРГ на 2019 год формировались с учётом общей экономической ситуации в стране. Из программы исключены работы капитального и инвестиционного характера. Мероприятия по большей части направлены на улучшение эксплуатационной обстановки и работы с местным грузом. В 2019 году намечено реализовать 51 мультифункциональный проект с экономическим эффектом 13,894 млн руб.


Тираж – увеличить

2-2.jpgДля выполнения планов по экономическому эффекту нередко используется такой инструмент, как тиражирование. В 2018 году тиражировались как наиболее успешные проекты предприятий полигона дороги, так и опыт, накопленный на сети.
В службе пути доля тиражируемых проектов превышает 90%. Это позволило перевыполнить плановое задание.


К сожалению, половина служб и дирекций пренебрегают этим инструментом.

– При формировании планов необходимо шире использовать такую практику, – считает Дмитрий Орлов. – Информацию по всем проектам на сети можно получить в системе проектного мониторинга и в базе типовых проектов в АСУ ОДИТ.


Опытом тиражирования поделился главный инженер Горьковской дирекции инфраструктуры Вадим Ракитский.

В 2018 году в дирекции реализовано 127 проектов бережливого производства. Эффект составил более 40 млн руб. – выше планового и на 28% больше прошлогоднего. Лидером является служба пути: 63 проекта общей стоимостью 16,3 млн руб.


Достигнуть высокого экономического эффекта позволило тиражирование. Это, в частности, проект «Оптимизация технологического процесса ввода рельсовых плетей в оптимальную температуру закрепления», который позволил сократить количество монтёров пути, задействованных в работах. И «Оптимизация техпроцесса по вырезке выплесков при помощи горизонтального бурения», который сократил время на производство работ и высвободил тракторную технику.


В общей сложности в Горьковской ДИ тиражировано 92 проекта. Больше всего – опять-таки в путевом хозяйстве (53).

Внимание руководства дороги привлёк проект по использованию горизонтального бурения для вырезки выплесков. Анатолий Лесун отдал распоряжение: детально изучить предложенное решение проблемы, выпустить информационный листок с рекомендациями, разослать по дистанциям пути.


Оборотливые

С ситуацией в локомотивном хозяйстве участников техсовета познакомил первый заместитель начальника дирекции тяги Вячеслав Власов.

В дирекции планировалось реализовать 19 проектов – реализовано 33, в том числе 9 функциональных и 24 мультифункциональных. Выше планового и полученный экономический эффект. Причём мультифункциональные позволили сэкономить более 23 млн руб. Эффект получен в том числе и за счёт экономии фонда оплаты труда. Но большая его часть приходится всё-таки на снижение расхода топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов и на горячий простой локомотивов.


Конкретный пример – из практики ТЧэ Муром. Начальник депо Владимир Демидов рассказал о проекте «Вождение пассажирских поездов № 309/310 с оборота по станции Красный Узел тепловозами серии ТЭП70БС». Проект коренным образом изменил организацию работы локомотивных бригад из ТЧП Арзамас.


Раньше тепловоз в ожидании обратного поезда простаивал на станции Красный Узел более 20 часов. Среднесуточный пробег локомотива, таким образом, снижался, а расход дизельного топлива на горячий простой, наоборот, увеличивался.

Отдых локомотивных бригад в Красном Узле при такой работе составлял бы почти 19 с половиной часов. Чтобы не допустить переотдыха (и какого!), машиниста и помощника отправляли назад пассажиром. То есть часы следования пассажиром увеличивались.


В ТЧэ Муром предложили другой подход к проблеме: ехать по Красному Узлу с оборота, а для этого – скорректировать расписание поездов.

– После внедрения проекта мы исключили здесь и простой тепловоза, и езду пассажиром, – подводит итог начальник депо. – Экономический эффект от снижения расхода топлива составил более 634 тыс. руб., от снижения часов следования пассажиром – более 1,3 млн руб. В общей сложности – почти 2 млн руб.


Коммерческий подход

С самого начала внедрения бережливых технологий время от времени на дороге возникают дискуссии, что можно считать проектом бережливого производства, а что – нет. Чаще всего «водораздел» проводят между такими проектами и рационализаторством.


На этот раз – другой поворот темы. От ТЦФТО поступило предложение считать проектами бережливого производства и те, результатом которых стал коммерческий эффект. Например, выросли доходы от увеличения объёмов перевозок – пропорционально росту объёмов производства. Или сократились штрафы по сроку доставки грузов. То есть – дополнительные доходы считать за экономический эффект.


Однако на уровне дороги такие вопросы не решаются. Соответствующие дополнения необходимо внести в «Положение об организации разработки и реализации проектов бережливого производства». А для этого – обратиться с таким предложением в ОАО «РЖД».


Начальник дороги с подобным подходом не согласен:

– Это ваша основная деятельность. Как раз на получение коммерческого эффекта нацелена вся работа ТЦФТО. Но это лично моё мнение.


Учиться, учиться и учиться

Внедряя технологии бережливого производства, нельзя вариться в собственном соку. Необходимо изучение опыта, наработанного на других дорогах, на промышленных предприятиях России и за рубежом.


– Более 20 тысяч российских предприятий внедрили у себя практику и инструменты бережливого производства, – сообщил заместитель главного инженера ГЖД Юрий Маслов. – С 2015 по 2017 год в Российской Федерации проведена работа по разработке и введению в действие ГОСТов, регламентирующих работу по внедрению, функционированию и сертификации бережливого производства.


На основании действующих ГОСТов губернатор Нижегородской области Глеб Никитин инициировал разработку проекта «Эффективная губерния». Это совместный проект областного правительства и ГК «Росатом».

Суть его – повышение производительности труда за счёт внедрения бережливых технологий. Проект затрагивает промышленные предприятия, здравоохранение, образование, социальную защиту, госуправление и сельское хозяйство.


В основу методических рекомендаций для предприятий региона положен опыт Производственной системы «Росатома». Она, к слову, является преемником научной организации труда и производственной системы «Тойота».


Большое значение придаётся вовлечению всего персонала в формирование культуры бережливого производства. Недостаток информирования сотрудников может превратиться в проблему недостаточной мотивации для включения работников в процесс постоянных улучшений.


Одним из решений проблемы стало открытие «Фабрик процессов» корпорации «Росатом». Там каждый работник за короткое время на личном опыте может понять принципы и научиться правильно использовать инструменты бережливого производства.


Интересен для железнодорожников и опыт КАМАЗа. Для его изучения руководители и специалисты ГЖД ездили на это гигантское производство. В своё время «Волжская магистраль» подробно писала о поездке.

– Инструменты бережливого производства применяются там всеобъемлюще и повсеместно. У нас, к сожалению, они внедряются в адресном порядке, локально, – проводит параллель Юрий Маслов.


Достигнутые на КАМАЗе результаты в значительной степени определяются подготовкой работников. Как и в «Росатоме», там создана целая система обучения бережливому производству.


Хорошее надо перенимать, знания – нести в «массы». Навыкам внедрения инструментов бережливого производства необходимо обучать как можно больше работников и специалистов ГЖД, начиная с мастеров производственных участков.


Организовать обучение заместитель главного инженера предложил на КАМАЗе. Впрочем, использовать для этого надо любую возможность. Есть Корпоративный университет ОАО «РЖД». Посодействовать готов Самарский государственный университет путей сообщения. На заседании техсовета его представляла специалист филиала СамГУПС в Нижнем Новгороде Татьяна Панксёнова, которая выступила с докладом «Бережливое производство как элемент развития Системы менеджмента качества».


– Также считаю необходимым учебному центру профессиональных квалификаций предусмотреть в плане обучения на 2019 год часы для изучения практики бережливого производства, – завершил своё выступление Юрий Маслов.

Участники заседания проанализировали сильные и слабые стороны в работе над проектами бережливого производства. Критично подошли к идеям, которые дирекции, регионы намерены положить в основу новых проектов. При ближайшем рассмотрении часть их может отсеяться.


– На 2019 год будет сформирована программа по бережливому производству. Не сомневаюсь, что достойных идей и хороших проектов будет много, – заключил начальник дороги.

Марина Галкина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31