13 декабря 2019 14:30

13 декабря 2019 14:30

фото: Алена Зудина

Испытание железом

Уровень профессиональных знаний и навыков у бригадиров и контролёров пути заметно вырос

Горьковский учебный центр вновь распахнул свои двери перед гостями. Начался второй тур ежегодных конкурсов профессионального мастерства в службе пути Горьковской дирекции инфраструктуры.
Стартовал тур с проверки компетенций бригадиров и контролёров пути. Здесь 27 участников – лучших работников своих предприятий со всех регионов ГЖД. Оранжевые жилеты привычно мелькают на полигоне центра, но особенные тишина и сосредоточенность людей говорят красноречиво: это не учёба, а настоящее состязание! Каждому хочется выступить достойно, не ударив в грязь лицом перед коллегами и руководством. Инженер по техническому обучению службы пути Анна Панкратова тоже переживает, сразу за всех:

– В прошлом году команда Горьковской дирекции инфраструктуры стала лучшей, а значит, финал будем принимать мы. На ГЖД приедут со всех уголков России. Это большая ответственность. Конкурсы традиционно проводятся в три этапа. Сначала в регионах, по предприятиям, затем определяются лучшие в своей профессии по службе пути на дороге, и третий этап – сетевой. Такие встречи нацелены на то, чтобы повысить профессиональное мастерство наших работников, выявить лидеров, подтолкнуть их к саморазвитию. А ещё победителей ждёт неплохая денежная премия. Есть за что побороться.

Порядок проведения конкурсов остался прежним. Тестирование на компьютере. Всего 58 вопросов. Время не ограничено, главное – правильно ответить. И практическое испытание на полигоне учебного центра. Оцениваются выступления участников по балловой системе.

– Судя по тому, что я уже успел услышать и оценить, уровень знаний стал заметно выше, чем, к примеру, два года назад. На данный момент самый высокий балл, который я поставил, – 9,5 из десяти возможных, – отмечает дорожный мастер ПЧ-6 Алексей Шадрин, который сам когда-то участвовал в конкурсе профмастерства и занял призовое место. А сегодня он в качестве экзаменатора оценивает умение бригадиров и контролёров пути применять свои знания на практике. И дело не ждёт. Следующий кандидат уже готовится, старается предугадать вопросы.

Вместе с испытуемым Алексей медленно двигается вдоль железнодорожного полотна, пристально осматривая каждую деталь.
– Шаг остряка стрелочного перевода – не менее 147 мм, смотрим выкрашивание остряка… – почти скороговоркой произносит очередной бригадир пути.
– Шаблон КОР в каком месте нужно ставить?
– Вот здесь. Смотрим на укрытие остряка. А тут контргайки нет, и брус заменить – продольная трещина.
– Верно! – одобряет сказанное экзаменатор и объясняет мне происходящее: – Конкурсантам на полигоне предложены два стрелочных перевода, их задача – выявить неисправности, определить степень угрозы безопасности движения поездов. Я задаю дополнительные вопросы по содержанию и нормам допуска тех же стрелочных переводов, бесстыковому пути, вагонам-путеизмерителям, изолированным стыкам, путеизмерительной тележке... Чаще всего неисправности находят быстро и готовы их детально объяснить, но вот на дополнительных вопросах теряются. Может, сказывается волнение? Или опыта ещё недостаточно?

Кирилл Поегозин, бригадир пути ПЧ-10, только что достойно справился с испытанием:
– Я впервые на конкурсе. В должности своей тружусь четвёртый год. Нравится, потому что это мой осознанный выбор. В школе ещё решил, что пойду на железную дорогу, хотя никто в семье не работал на магистрали. Конечно, мне хочется двигаться вперёд, идти по карьерной лестнице, развиваться. А конкурс – это возможность испытать себя, узнать свой профессиональный уровень.

«Отстрелялся» и контролёр состояния железнодорожного пути ИЧ-3 Игорь Прозоров. Он тоже в конкурсе участвует в первый раз, но признаётся, что чрезмерного волнения не испытывает.
– Все вопросы, с которыми в повседневной жизни сталкиваюсь, – рассуждает Игорь Прозоров. – Неисправности стрелочного перевода выявляются при ежедневном натурном осмотре, промере стрелочного перевода, комиссионном осмотре. Всё это знакомо. А вот с теорией сложнее…

Оказывается, к ней Игорь готовился по дороге из Кирова в Нижний Новгород, прямо в поезде.
– Нужно было освежить знания ПТЭ, инструкций. В тесте, к примеру, были вопросы, связанные с контактной частью – самые трудные для меня. Вообще темы приготовили разнообразные: и по ПТЭ, и по устройству железнодорожного полотна, и по части ЭЧ. Но я считаю, что главное – участие, а не победа! Рад шансу поучиться у более опытных коллег, которые проработали на дороге по десять – пятнадцать лет.

Тем временем продолжаются испытания контролёров по состоянию железнодорожного пути. По очереди участники остаются с экзаменатором один на один. Главное сейчас – собраться и ничего не упустить.
– Нужно стрелочную изоляцию посмотреть, шаг остряка померить и боковой износ рамного рельса. На это нужно обратить особое внимание, – уверенно отмечает один из конкурсантов.

Уже 16 лет трудится на железной дороге Вадим Федотов. В должности контролёра по состоянию железнодорожного пути ПЧ-30 – больше шести лет.
–  Навыки есть. Борьбу за безопасность движения ведём! – улыбается железнодорожник. – Сначала я у себя в Муроме прошёл тестирование по теории, моя балловая оценка оказалась достаточно высокой. Приятно, что возлагают на меня такую ответственность – защитить честь своего предприятия. Буду стараться!

Самым последним ступает на полигон контролёр по состоянию железнодорожного пути ПЧ-6 Вячеслав Корепанов. Уже не новичок.
– В прошлом году не завоевал призового места, в этот раз рассчитываю на большее, – признаётся он. – Конечно, готовился, свои прошлые ошибки учёл. Но сложности всё равно возникли. Даже как-то стыдно. Какие цели ставлю на будущее? Учиться, учиться и ещё раз учиться!
Хороший план всегда необходим даже победителю. Кстати, Вячеслав в своих оценках оказался слишком строг к себе. По итогам конкурса он занял второе место в своей номинации. А звания «Лучший контролёр состояния железнодорожного пути» удостоился Артём Воронин, представлявший ПЧ Казань, лучшим бригадиром пути стал Вадим Козлов из ПЧ Сергач. Удачи в финале!
Алёна Зудина

Элемент не найден!