21 сентября 2019 12:25
фото: Николай Морохин

Вторая молодость?

На рассмотрение в ОАО «РЖД» передан проект капитального ремонта вокзала Владимир

Это один из особых городов России – её древняя столица с удивительными архитектурными памятниками. Потому Владимир принимает массу туристов, в том числе зарубежных. И, конечно, хочется, чтобы здесь всё выглядело достойно.
А начинается, как известно, город для многих его гостей с вокзала.

Старый владимирский вокзал был сооружён в начале 1860-х годов. Его сделали по первому в истории России типовому проекту вокзала для губернского города. На первых порах он принимал всего две пары пассажирских поездов – хватало. Но спустя сто лет для города с населением в четверть миллиона человек потребовался новый большой вокзал. Старый снесли в начале 70-х годов. И на его месте возвели по проекту архитектора Михаила Готлиба другое здание. Оно приняло первых пассажиров в конце 1975 года. Большое – площадью почти в 10,5 тыс. кв. метров, отвечавшее по тем временам всем требованиям, предъявляемым к вокзалу. Оригинальное по своим формам. Без преувеличения – самое лучшее тогда на всей Горьковской железной дороге. Именно здесь появился первый конкорс – крытая галерея над путями, с которой можно спуститься в самую плохую погоду на платформы прямо к поезду. На неё пассажиры попадали по единственному тогда на Горьковской магистрали эскалатору.
Но прошло больше сорока лет. Теперь вокзал во Владимире давно уже не выглядит свежим и современным. Его ни разу всерьёз не обновляли. Лишь, как могли, приспосабливали к работе в менявшихся условиях.

К примеру, четверть века назад там появилось много новых торговых точек. А в самые последние годы, когда через Владимир стали ходить скоростные поезда «Стриж», для них была удлинена четвёртая платформа и к ней сделан ещё один сход с конкорса, оборудованный лифтом. На платформах установлены динамические информационные табло. Идёт обновление навигации. И, конечно, развёрнуты системы, обеспечивающие безо-пасность пассажиров, – под это пришлось отводить часть площадей залов.
Впрочем, ожидались и радикальные перемены: планировалось, что вокзал будет наконец реконструирован. На это и власти области, и железная дорога рассчитывали ещё пару лет назад.

Но сейчас его реконструкция исключена из инвестиционной программы ОАО «РЖД». Причина в том, что Владимир станет одним из самых первых городов, куда должна прийти ВСМ. Её линия запроектирована вблизи северной окраины города. Там будет строиться новый вокзал для скоростных поездов. И с его пуском пассажиропоток на действующем сейчас вокзале, естественно, сократится.

Так что же, вокзал, построенный сорок с лишним лет назад, останется таким, как сейчас?
С этим не согласились, обсуждая его судьбу, губернатор Владимирской области Светлана Орлова и руководители Горьковской железной дороги.
– Выход им видится сейчас в капитальном ремонте. Планируется, что он начнётся уже к началу нынешнего лета и завершится в 2019 году, – рассказал главный инженер Горьковской региональной дирекции железнодорожных вокзалов Михаил Трофимов.

Работы, которые будут вестись на средства этой дирекции, задуманы масштабные. Предстоит перепланировать некоторые помещения. Весь кассовый блок будет сосредоточен в центральной части вокзала. В том зале, где и сейчас, будут оформляться билеты на дальние поезда, а вот пригородные кассы переедут в соседний с ним зал из западного вокзального крыла. Благодаря этому площадь касс несколько увеличится, и те, кто в них работает, получат для этого более удобные условия, отвечающие современным требованиям: сейчас их помещения маловаты по площади. От касс в сторону выхода к конкорсу внутри вокзала образуется своего рода торговая улица: здесь запроектированы магазины и кафе. На вокзале произойдёт замена инженерных сетей, потолков, напольных покрытий, витражей. Это в итоге позволит поддерживать комфортный микроклимат с меньшими затратами. Будут отремонтированы конкорс, крыльца, выполнено наружное благоустройство, заменены вывески.

Вокзал во Владимире имеет необычное конструктивное решение: конкорс ведёт от платформ на второй этаж к крытой галерее, а она на фасаде переходит в балкон, и с него на площадь спускается лестница. По ряду причин эти лестницу и балкон долгие годы невозможно было использовать – пассажиры попадали из конкорса только в вокзальное здание. Но теперь, после капитального ремонта этих элементов, прибывающие пассажиры смогут оказываться в городе, минуя вокзал, и это значит, что им не потребуется дополнительно проходить зону контроля транспортной безопасности.

Особого внимания требует фасад. В 70-х годах он был выполнен из известняка – красивого, недорогого и популярного в то время материала. Но его первоначальный светлый цвет, к сожалению, сейчас утрачен – известняк впитал копоть, он замазучен, и стало ясно, что очистить его просто невозможно. Поэтому проектировщики предложили для облицовки стен панели из современного композитного материала. У них важные достоинства: не выгорают, не впитывают атмосферные выбросы, могут быть легко очищены, безопасны в пожарном отношении и вдобавок крепятся так, что оставляют возможность для вентиляции фасада. Он будет выполнен в светлых тонах. Именно такая облицовка на недавно построенном вокзальном здании на станции Моховые Горы, сейчас она устанавливается и в ходе реконструкции на фасадах вокзала Нижний Новгород. Всё задумано так, что отделка будет невычурной, стилистика этого здания, привычного для жителей Владимира, не изменится. И есть уверенность, что новый облик вокзала хорошо впишется в его городской пейзаж.
Николай Морохин