04 июля 2020 17:37

04 июля 2020 17:37

Они жили рядом с нами

Результат поиска Героев, работавших на нашей железной дороге, – два новых имени

В «Волжской магистрали» от 17 февраля мы рассказали о том, что наша газета поставила перед собой задачу – найти всех Героев Советского Союза, которые трудились на железнодорожных предприятиях, ныне находящихся в границах Горьковской магистрали.

Мы обязательно должны знать своих Героев. Это важное дело, – одобрил поиск заместитель начальника дороги по кадрам и социальным вопросам Александр Тюрников.


Ещё полтора десятилетия назад в музее Горьковской магистрали висело всего десять портретов людей, удостоенных высших наград в дни войны. В феврале 2017 года таких имён стало 21. Поиск каждого нового был непрост. Ведь станции передавались от дороги к дороге, менялись границы регионов, реорганизовывались и совсем закрывались предприятия, где работали Герои.

Буквально через день в ответ на нашу публикацию позвонил Ильгиз Нигматулин – председатель совета ветеранов Казанского узла, почётный железнодорожник, на счету которого вдобавок несколько книг об истории магистрали.


– Мы нашли ещё двух Героев! Записывайте имена…

Проверить информацию сегодня не так-то сложно: в Сети выложены биографии всех Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы.

Да, всё сходится: эти люди действительно работали на станциях, которые сейчас в составе Горьковской магистрали.

 

3-2kas.jpgНиколай Касаткин

Героев – уроженцев посёлка Ромоданово двое. Но именно судьба Николая Касаткина поражает какой-то особой трагичностью.

  Его именем названа одна из центральных улиц. И позвонив на разные предприятия, расположенные на станции Красный Узел, я убедился: о Касаткине знают все. Но на вопрос, известно ли, что он был железнодорожником, следовало удивление: этого не может быть – мы бы слышали.


– Помню пионерскую линейку около его дома с мемориальной доской – там нам галстуки повязывали, – рассказывает начальник пожарного поезда Владимир Малахов. – И о его подвигах мы все знаем с детства. Но – про железную дорогу – это правда?


– Железная дорога была единственным местом работы нашего Николая Касаткина, – рассказывает директор Ромодановского краеведческого музея Нина Киреева. – После школы он несколько лет работал на станции телеграфистом. И в сентябре 1942 года с железной дороги был призван в армию.


Николай Касаткин родился 23 декабря 1924 года. Дом русских крестьян Касаткиных – в сотне метров от нынешнего здания школы. Семья была большой: четыре дочери и один сын.


– С сестрой Клавдией Яковлевной я была знакома. Она работала бухгалтером и жила в этом доме до последних дней, – рассказывает Нина Киреева. – Конечно, я её расспрашивала о брате. И поняла: ничего в нём «геройского» не было. Черноглазый, тихий, небольшого роста. Его и в школу-то не стали отдавать вместе со сверстниками: решили – пусть подрастёт ещё за год.


Учился Николай хорошо, грамотно писал. Но после седьмого класса решил идти работать на железную дорогу. И стал в 1938 году учеником телеграфиста.

В 1943 году Касаткина призвали в армию.


Саранское пехотное училище, куда его направили, готовило лейтенантов, командиров взвода. В этом качестве Касаткин и оказался на Центральном фронте в сентябре 1943 года.


Первый орден – Красной Звезды – получил уже через четыре месяца. На Украине шли бои за Винницу, где у Гитлера была одна из ставок, защищённая укрепрайоном. Командир роты был тяжело ранен. Николай принял на себя его обязанности и повёл бойцов за собой в атаку. Бойцы ворвались в один из узлов немецкой обороны и уничтожили там гранатами и автоматным огнём около двухсот захватчиков.


Спустя год Николай Касаткин особо отличился в боях за освобождение Польши, под городом Быдгощ. Его взвод автоматчиков перед прорывом обороны противника был направлен 22 января 1945 года в разведку. В немецком тылу обнаружили движущуюся вражескую колонну. Касаткин принял решение – атаковать. Внезапно напав на гитлеровцев, лейтенант вместе со своим взводом поджёг несколько автомашин, уничтожил около 150 солдат и офицеров, захватил переправу и обеспечил возможность советским войскам овладеть городом. Лично Касаткин уничтожил в этом бою 25 противников, шестерых взял в плен.


Через три дня командир моторизованного батальона автоматчиков гвардии майор Ивашко представил Николая Касаткина к самой высокой награде – званию Героя Советского Союза.

Указ был подписан 24 марта.

Но именно в этот день 20-летний лейтенант был смертельно ранен в бою за польский город Липяны.

Читаем выставленную в музее копию страницы книги учёта умерших: «Был ранен 24.03.45. Умер 24.03.45. Захоронен 01.04.45. Место нахождения в могиле – 5 ряд. Номер могилы – 24».


Он даже не успел узнать, что стал Героем.

3-3.jpg«Посылаю Вам грамоту Президиума Верхового Совета СССР о присвоении Вашему сыну звания Героя Советского Союза для хранения как память о сыне-герое, подвиг которого никогда не забудется нашим народом», – это слова из письма, которое послал отцу Касаткина Якову Николаевичу председатель Президиума Верховного Совета Николай Шверник. Сёстры Героя передали и грамоту, и письмо в музей. На могилу брата они так и не съездили: дальний путь, дорого.

– Недавно был у нас посетитель, внимательно читал документы о Николае Касаткине и говорит с восторгом: «Да это же наш русский Рэмбо!» – вспоминает Нина Киреева.


Рэмбо?.. Согласитесь, очень странно стали выражать своё восхищение некоторые наши соотечественники. Что такое этот плод незамысловатой фантазии сценаристов чужого боевика-«стрелялки» по сравнению с Николаем Касаткиным – парнем из мордовского посёлка Ромоданово, очень не хотевшим, чтобы Европу топтал фашистский сапог?

 

3-5.jpgБорис Плотников

И ещё одна судьба солдата Великой Отечественной, который после войны связал свою жизнь с Горьковской железной дорогой.


Борис Николаевич Плотников был с Нижней Волги. Родился он 11 июля 1915 года в семье рабочего в уездном городе Камышине, который сейчас входит в Волгоградскую область. Когда Борис окончил школу – семь классов, семья переехала на хутор Карпунино. Там он выучился на тракториста. И 1933 – 1937 годах работал в колхозе имени Водопьянова.


Призванный в армию, Борис оказался на фронтах вначале советско-финской войны. а потом и Великой Отечественной.

Тракторист становился на войне танкистом. Старшина Плотников командовал орудием танка.


За годы войны Борис Плотников служил в войсках Брянского, Центрального и 1-го Белорусского фронтов. С боями отступал от Ростова-на-Дону к Сталинграду. Под Сталинградом был ранен. После госпиталя зачислен в 65-й отдельный танковый полк, с которым прошёл путь до Германии. Участвовал в боях на Елецком направлении, на Курской дуге, в Белоруссии и Польше.


5 сентября 1944 года в Польше на берегу реки Нарев возле деревни Напюрки-Бутне огнём своего орудия он отразил пять контратак, уничтожил танк и около 30 солдат и офицеров противника. 26 сентября 1944 года он был награждён орденом Славы 3-й степени.


В бою северо-восточнее города Лодзь в Польше танк был подбит, и Плотников, заменив раненого механика-водителя, смог восстановить работу машины и повёл её в бой. Хотя танк продолжал гореть, Плотников продолжал движение и поддерживал радиосвязь. В бою он уничтожил 30 солдат и офицеров противника, 17 автомашин, девять повозок с грузами, четыре пушки и два миномёта. 4 февраля 1945 года Борис Плотников был награждён орденом Славы 2-й степени.


3-4.jpgА 10 апреля 1945 года танки 8-й гвардейской армии получили задачу прорвать укрепления противника возле населённого пункта Ратсток около Бранденбурга. Старшина Плотников получил ранение, но не вышел из боя, подбил самоходную артиллерийскую установку «Фердинанд», четыре пушки противника, уничтожил 25 вражеских солдат. После боя он был представлен к ордену Отечественной войны 2-й степени. Однако последовал приказ о награждении Плотникова орденом Славы. По статусу этой награды кавалеру 3-й и 2-й его степеней полагался орден 1-й степени. Но вместо этого по ошибке его наградили повторно орденом Славы 2-й степени.


О послевоенных годах Бориса Плотникова справочники скупо сообщают, что он служил в военизированной охране на станции Казань.

Однако когда уже готовился этот материал, появились уточнения. Их внёс земляк Бориса Плотникова журналист и писатель из города Камышина Вячеслав Шамаев, с которым мы заочно познакомились. И получили по электронной почте хранящуюся у него копию страниц трудовой книжки Бориса Николаевича.


Выяснилось, что на Казанскую железную дорогу, в 1-й отряд военизированной охраны, Плотников был принят начальником отделения 2 сентября 1946 года. С февраля 1951 года он стал помощником командира взвода на станции Юдино, затем с 1953 года служил начальником группы 2-го отряда.


Полный кавалер ордена Славы – это человек, которого и в Советском Союзе, и в современной России официально приравнивали к Герою Советского Союза. Впрочем, три ордена Славы были даже ещё более весомы. Известно, что они были всего у 2678 человек, причём на эту награду имели право только рядовые солдаты, сержанты и старшины – те, кто реально шёл в атаку с оружием в руках, наводил на врага артиллерийское орудие, вёл танк. А Героев Советского Союза за историю страны было куда больше – 12 776.


Но, устраиваясь работать на Казанскую железную дорогу, Борис Плотников, имевший три ордена Славы, не считался его полным кавалером, ведь ордена первой степени у него не было.

Это было исправлено, когда в стране стали пересматривать указы и приказы о награждении орденами в дни Великой Отечественной войны: выяснилось, что они содержали немало ошибок.


Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 июня 1968 года Борис Плотников был перенаграждён: он должен был сдать орден Славы 2-й степени и получить 1-й степени. Именно с этого момента он официально стал полным кавалером этого ордена.

Однако раны давали о себе знать.

Борис Плотников умер в Казани через несколько месяцев – 28 апреля 1969 года.

Николай Морохин