25 мая 2019 21:15
фото: Вадим Серов

Тенденции сети и рынка

Урожайность и навигация – тоже причины

Результаты погрузки на Горьковской железной дороге в третьем квартале текущего года в целом отражают общую тенденцию на сети. Только с другими показателями.
По информации Горьковского ТЦФТО, в январе – сентябре 2014 года на дороге погружено 24,9 млн тонн, что ниже показателя аналогичного периода прошлого года на 6,3%.
Показатели по ряду номенклатур за девять месяцев превышают те же цифры за три квартала 2013 года. Так, положительную динамику продемонстрировали нефть и нефтепродукты (рост составил 5,7%), торф (6,5%), лом чёрных металлов (2,1%), химические и минеральные удобрения (4,7%), лесные грузы (8,8%), зерно и продукты перемола (12,2%).

Высокий уровень отгрузки нефти к прошлому году связан с  выходом на полную мощность ООО «Марийский нефтеперегонный завод» (станция Нужьялы) после длительной остановки предприятия с 2013 года, а также увеличением погрузки железнодорожным транспортом продукции ООО «ЛУКОЙЛ – Нижегороднефтеоргсинтез» (станция Зелецино) в связи с тяжёлой навигацией, обусловленной низким уровнем воды.

Рост погрузки торфа достигнут за счёт увеличения его добычи по станции Светлополянск ЗАО «ВяткаТорф» и отправления торфа в адрес ТГК-5 (станция Вятка).
Лом чёрных металлов в 2014 году отгружается с хорошим плюсом к АППГ в связи с ростом цен на сырьё крупнейшими металлургическими комбинатами России. В свою очередь, цено-образование на металлолом  происходит под влиянием различных конъюнктурных факторов, присущих российскому рынку, и неопределённости потребления готового проката на внешних рынках.

Увеличение погрузки по минеральным удобрениям достигнуто благодаря росту  выработки продукции ОАО «Кирово-Чепецкий химический комбинат» (перераспределение товарного аммиака на производство удобрений) и отправке её на новый терминал холдинга «Уралхим» на станции Рига-Краста-экс. Латвийской железной дороги.

Погрузка лесных грузов в 2014 году была увеличена значительно. Всплеск отгрузок в марте – апреле 2014 года обусловлен существенным истощением запасов на складах крупнейших деревоперерабатывающих комбинатов Северной, Свердловской и Горьковской железных дорог из-за установившейся плюсовой температуры в период заготовки лесоматериалов в предшествующих декабре – январе.

Лесозаготовителями Горьковской магистрали заключены новые контракты на поставку топливной древесины на Северо-Кавказскую дорогу в адрес нового деревоперерабатывающего комбината ОАО «Апшеронск» (станция Апшеронская).

В связи с высоким спросом на фанеру на экспортном рынке увеличено производство и отправки фанерными комбинатами ЗАО «Красный Якорь» (станция Слободская) и
ЗАО «Муром» (станция Муром) в Египет и страны СНГ.

Высокий урожай зерновых в 2013 году на территории Приволжского федерального округа позволил значительно увеличить погрузку зерна и продуктов перемола.
Снижение объёмов отгрузки к аналогичному периоду прошлого года на ГЖД было допущено по следующим номенклатурным позициям: чёрные металлы (4,1%), цемент (13,8%), строительные грузы (65,4%), химикаты и сода (10,2%), промышленное сырьё и формовочные материалы (2,8%).

Снижение объёма по чёрным металлам обусловлено тяжёлой финансовой ситуацией в группе «Мечел», в которую входит ОАО «Ижсталь» (станция Ижевск), падением спроса со стороны потребителей на Куйбышевской и Московской железных дорогах. Также сокращена погрузка в адрес экспортных потребителей из Белоруссии.

Внеплановые ремонты на ОАО «Мордовцемент», а также отказ от маршрутных отправок в пользу автотранспорта в связи с его рентабельностью ведёт к снижению погрузки к аналогичному периоду прошлого года по цементу. Также в течение 2014 года предприятие неоднократно поднимало цены на свою продукцию, чем отпугнуло клиентов Московского региона, которые являлись главными потребителями завода.

Сокращение погрузки по строительным грузам обусловлено переходом погрузки щебня для проведения ремонтно-путевых работ без зачёта в погрузку согласно указанию ОАО «РЖД».

Снижение перевозок к 2013 году по номенклатуре химикаты и сода обусловлено целым рядом профилактических ремонтов на крупнейших предприятиях химического комплекса – ОАО «Казаньоргсинтез» (станция Восстание), ОАО «Кирово-Чепецкий химический комбинат» (Чепецкая), ЗАО «Сибур-Транс» (Игумново).

Основной причиной снижения отгрузки промышленного сырья и формовочных материалов стало изменение потребности рынка (снижение спроса на камень крупной фракции) у крупного игрока – ЗАО «Добрятинское карьероуправление» (станция Добрятино).

В сентябре 2014 года погрузка составила 2,8 млн тонн, что на 0,9% больше, чем за аналогичный период 2013 года, и выше установленного задания ОАО «РЖД» на 0,5% (2,79 млн тонн). Погружено к аналогичному периоду прошлого года: нефти и нефтепродуктов – 1,1 млн тонн (+18,0%); чёрных металлов – 0,2 млн тонн (+16,6%); лома чёрных металлов – 0,13 млн тонн (+26,0%); химических и минеральных удобрений – 0,15 млн тонн (+15,9%); химикатов и соды – 0,19 млн тонн (+13,4%); промышленного сырья – 0,15 млн тонн (+3,7%); цемента – 0,24 млн тонн (+26,7%); лесных грузов – 0,25 млн тонн (+2,2%); зерна и продуктов перемола – 0,02 млн тонн (+49,1%).

Снижение перевозок к 2013 году было допущено по торфу – 0,08 млн тонн (–79,9%); метизам – 0,02 млн тонн (–14,4%); строительным грузам – 0,16 млн тонн (–65,8%).
Вадим Серов