25 февраля 2020 22:13

25 февраля 2020 22:13

фото: архив редакции

Вместо объезда?

Система управления рисками даст оценку и прогноз состояния инфраструктуры и без хождения по путям

Первоочередной реконструкции на дистанции электроснабжения Зуевка подлежит оборудование по тяговой подстанции Рехино: тяговый трансформатор, контактная сеть на участке Балезино – Шур, группа открытых распределительных устройств... Этот вывод стал одним из результатов опытного применения методологии УРРАН в Горьковской дирекции инфраструктуры, внедрение которой началось на ГЖД в 2011 году.  
Новая система управления рисками – методология со звучным названием УРРАН (управление ресурсами, рисками на этапах жизненного цикла и анализ надёжности) – позволяет не только оценить надёжность железнодорожных систем в хозяйствах инфраструктуры. Она способна делать прогнозы об их состоянии в будущем. Такие расчёты ведутся сегодня в хозяйствах электроснабжения, автоматики и телемеханики, в службе пути.

Любая неисправность, скажем нарушение геометрии рельсовой колеи, может привести к серьёзным последствиям. Уменьшить их размер практически невозможно. А вот подсчитать вероятность события или отказа (а значит, предупредить его) уже реально. Например, с помощью данных, полученных в ходе рейса вагона-путеизмерителя. Данные закладываются в программу автоматизированного расчёта работоспособного состояния пути. После промера и обработки результаты поступают в дорожный центр диагностики и мониторинга. Затем «перекачиваются» на рабочее место инженера по путевым измерениям, где в автоматическом режиме происходит формирование данных по геометрии рельсовой колеи и состоянию рельсовых скреплений. Программа обеспечивает формирование предупреждения по состоянию колеи и верхнего строения пути. Такие расчёты позволяют делать прогнозы о состоянии пути в будущем и принимать решения о ремонте или модернизации участков для снижения возможных рисков. В этом и заключается смысл методологии УРРАН: увеличить продолжительность жизненного цикла инфраструктуры на основе оценки рисков отказов.

Оценке фактического состояния и остаточного ресурса этих систем была посвящена видеоконференция под председательством старшего вице-президента ОАО «РЖД» Валентина Гапановича.
В ходе докладов руководителей структурных подразделений филиалов ОАО «РЖД», ответственных за проведение работы, показаны слайды, демонстрирующие практические её результаты. Об итогах  полевых  испытаний системы и её перспективах рассказали представители Северной, Октябрьской, Московской, Свердловской и Горьковской железных дорог.

Опытный полигон для оценки фактического технического состояния  и остаточного ресурса основных технических средств на Горьковской магистрали включает три дистанции электроснабжения – Киров, Зуевка, Арзамас. Здесь с 2013 года специалисты службы электрификации и электроснабжения обследуют оборудование, у которого срок службы превышает назначенный. Полный контроль прошли также дефектные и остродефектные объекты. На самые значимые элементы составлены контрольно-оценочные карты с определением остаточного срока службы. После анализа карт сделаны расчёты по каждому участку. И уже по результатам расчётов сформированы десятилетние планы реконструкции объектов по всем трём дистанциям.  Один из самых серьёзных участков – ЭЧ Зуевка. Здесь на тяговой подстанции Рехино оборудование служит уже более полусотни лет. Электрификация хода прошла в начале 60-х годов прошлого столетия. Интересно, тем не менее, что применение методики УРРАН позволило не только выделить наиболее изношенные устройства, но и определить такие, которым возможно продлить сроки эксплуатации.

– Это позволит более грамотно планировать инвестиции, направляя их в первую очередь на те объекты, остаточный ресурс элементов которых близок к нулю, – комментирует итоги работы первый заместитель начальника службы электрификации и электроснабжения Владислав Лемешев.

Кроме ЭЧЭ Рехино, в Зуевской дистанции для расчёта остаточного ресурса и формирования программы инвестирования оценивалось техническое состояние ещё четырёх подстанций: в Фаленках, Кожиле и Балезине. Все они – «ветераны почтенного возраста». Расчёты показали, что количество элементов, остаточный ресурс которых до пяти лет, в Рехинской подстанции – 34,9%, в ЭЧЭ Кожиль – 28,7, в Балезине – 25,6, в Фаленках – 2,1%. На контактной сети о. п. Луговой он составляет 1,4%, а на перегоне Балезино – Шур – 32,1%.

– По результатам расчётов приняты решения по замене отдельных элементов объектов, выработавших нормативный срок службы и имеющих остаточный ресурс менее пяти лет, – подводит итог начальник Зуевской дистанции электроснабжения Алексей Княжев. – В целом мы считаем,  что методика имеет правильный подход к оценке остаточного срока службы элементов и планирования ремонтов.
Несмотря на это, у энергетиков Горьковской дороги есть предложения о доработке методики. Специалисты считают, что необходимо дополнение номенклатуры контрольно-оценочных карт на такие объекты, как трансформаторы напряжения и тока, опорные конструкции открытых распределительных устройств (ОРУ), несущий трос контактной сети, провода воздушных линий электропередач, кабельные линии... Пока они просто входят в более крупные оценочные элементы.

Следует также присмотреться к «весовым коэффициентам» по некоторым элементам. Эти коэффициенты должны учитывать факт морального старения оборудования. Дело в том, что оборудование, требующее  замены, сегодня промышленностью уже не выпускается – необходимо менять все прилегающие элементы. Например, замена блоков ОД-КЗ на элегазовые включатели требует установки вновь опорных конструкций, прокладки новых контрольных кабелей, применения новых видов защит и автоматики.

В недалеком будущем УРРАН должен стать базовым элементом управления эксплуатационной работы на Российских железных дорогах. То, что сегодня можно увидеть, лишь тщательно осматривая пути и другие объекты инфраструктуры в ходе бесконечных комиссионных осмотров, собственными глазами, завтра мы увидим онлайн на экране монитора – с выкладками, таблицами, коэффициентами, всеми техническими характеристиками.
Лариса Андрюшина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30