28 марта 2020 21:21

28 марта 2020 21:21

фото: Николай Морохин

На благо пассажиров

Новые вокзалы, платформы, поезда радуют казанцев

Четыре транспортно-пересадочных узла будут сооружены в ближайшее время в столице Татарстана. Об этом сообщило Министерство транспорта и дорожного хозяйства республики.
Создаваемому ОАО «РВ-Казань» предстоит организовать их проектирование и строительство. Среди ТПУ, ввод которых запланирован уже до конца 2014 года, – Компрессорный. Он объединит станцию, где останавливаются пригородные поезда, с конечной трамваев, троллейбусов и площадкой для отправления загородных автобусов.

Казань – город, который по темпам развития предназначенной для пассажиров инфраструктуры в последние годы может сравниться только с Москвой. Конечно, сыграла свою роль подготовка к прошлогодней Универсиаде.
– Общий объем инвестиций 2010-2013 годов на реализацию программы развития и обновления инфраструктуры Горьковской железной дороги для транспортного обеспечения Универсиады-2013 года в Казани составил 26,1 млрд рублей, в том числе на обновление подвижного состава 11,9 млрд рублей, на организацию интермодальных пассажирских перевозок от железнодорожной станции Казань до международного аэропорта Казань –
10,6 млрд рублей, на развитие железнодорожной инфраструктуры – 2,4 млрд рублей, на обновление основных фондов отраслевых хозяйств –1,2 млрд рублей, – говорит заместитель начальника Горьковской железной дороги по Казанскому территориальному управлению Александр Черемнов.

Но средства, как ни важны инвестиции, – это всего лишь деньги. А требуется организовать строительство, найти технологические решения. И, что не менее важно, обеспечить на время строительства бесперебойную работу всех объектов транспорта, к которым привыкли горожане. Многие из этих сложнейших задач и легли за годы подготовки к Универсиаде на плечи Александра Черемнова.

Первые результаты казанцы с удовольствием ощутили уже позапрошлым летом. В августе 2012 года на грузовом обходе в северной части города открылся первый крупный объект – вокзал Казань-2, где объединены поезда пригородного и дальнего следования, междугородные автобусы, городской транспорт. Площадь его – 7,9 тыс. кв. м. Он отвечает всем современным требованиям безопасности и комфорта. От автостанции отправляются рейсы в разные концы республики, и пассажирам можно не ехать с вещами через весь город на центральный автовокзал, чтобы сделать пересадку. Платформы оборудованы навесами, выложены брусчаткой, есть тоннель, как водится, приспособленный для инвалидов-колясочников. Сейчас через Казань-2 идет 12 пар транзитных пассажирских поездов дальнего следования и семь пар пригородных.

В среднем в сутки с вокзала отправляется три тысячи пассажиров. А спроектирован узел с учётом приема высокоскоростных поездов по маршруту Москва – Казань – Екатеринбург.
Благодаря появлению нового вокзала удалось разгрузить в центре города старый, который стал называться Казань-1. Он изменился до неузнаваемости, получил высокие платформы, надземный крытый переход к ним, оборудованы удобные залы ожидания, кафе, самые современные системы безопасности. Общая единовременная вместимость вокзала теперь превышает 1100 пассажиров.

От Казани-1 с мая 2013 года начали отправляться аэроэкспрессы. Реконструирована и существовавшая с 80-х годов 20-километровая линия от станции Вахитово к аэропорту. Ещё недавно по ней только доставляли топливо для самолётов и заводили вагоны на подъездные пути предприятий. Скорости не превышали 15 км в час. Сейчас здесь новый электрифицированный путь, построена тяговая подстанция, установлена самая современная блокировка, переезды заменены путепроводами. Поезд, развивая скорость до 140 км в час, довозит пассажиров из центра города в аэропорт за 20 минут. А там рядом с терминалом аэровокзала построена на эстакаде новая конечная станция с павильоном, рассчитанным на 200 человек. С самим аэровокзалом его соединяет галерея с траволатором.

На станциях и остановочных пунктах Казанского узла построены или реконструированы 18 платформ, а на станции Компрессорный сооружен подземный переход.
А разве мелочь – информация в таких точках? В Казани установлены новые антивандальные стенды с названиями станций, расписанием и информационными указателями, таблички, плакаты по безопасности. На линии вышли 20 поездов новой конструкции ЭД9Э с мягкими сидениями.

Скептики говорили: пройдёт Универсиада – и развитие узла прекратится. Но они оказались неправы. В августе 2014 года в Казани ввели в эксплуатацию сразу два новых вокзальных здания на окраине города – на станции Юдино.
На повестке дня – новые задачи. И это не только транспортно-пересадочные узлы.

Готовится к воплощению проект, который называют «Наземное метро». Линии железной дороги в Казани расположены так, что с помощью новых соединительных путей откроется возможность создать городское кольцо для электрички и из препятствия для городского транспорта превратить железную дорогу собственно в этот самый городской транспорт. Предполагается, что вопросы финансирования будут решать как инициаторы власти региона.
Ну а проект высокоскоростной линии, связывающей с Москвой, на слуху у всех.

Как и накануне Универсиады, требуются энергичные люди – и рядовые исполнители, и руководители, которые будут решать эти непростые задачи.
Николай Морохин