«Узоры вытянутых строк…»

Со дня рождения писателя Андрея Платонова исполнилось 120 лет.
3-2.jpgСвой путь к вершинам литературы он начинал на Юго-Восточной железной дороге.

Всегда считалось, что Андрей Климентов (настоящая фамилия писателя) родился 20 августа (по новому стилю – 1 сентября) 1899 года в Ямской слободе – одном из пригородов Воронежа. Однако известный воронежский краевед Олег Ласунский обнаружил несколько архивных документов, включая выписку из метрической книги. Они свидетельствовали о том, что будущий классик родился 16 (28) августа. 

Как бы то ни было, именно на дни перехода лета в осень пришлось рождение автора, взор которого был обращён к жизни железнодорожников.

Андрей Платонов уже в 15 лет влился в ряды юговосточников. Нештатный конторщик при управлении службы пути и зданий ЮВЖД, контролёр контроля сборов, курсант рабочего железнодорожного политехникума. Пробовал себя и в иной среде – работал литейщиком на заводе, механиком на локомобиле.

Несмотря на большую занятость, в то время начал сотрудничать с рядом периодических изданий, в том числе печатной новинкой послереволюционной поры – журналом «Железный путь». Издание было органом «Главного культурно-просветительного отдела Юго-Восточных советских железных дорог» (выходило в 1918–1923 годах). Имя Андрея Платонова отмечено на страницах второго номера за 5 октября.

Рассказ-очерк «Очередной» не оставил никого из читателей равнодушным. Произведение 19-летнего автора было посвящено гибели сослуживца. Печь в литейной вышла из строя, и «глухой удар ухнул и повторился раза четыре под сводами крыши мастерской, взмахивая вверх свистящими полосами огня…. Ваня лежал на полу вниз лицом, двигал ногами и руками и грыз зубами железные узоры. Белый бич попал на его спину и скоро – скорее, чем на полу – остыл на ней. Спина Вани была похожа на шлак, что выбрасывают из топок паровых котлов».

В «Железном пути» Андрей Платонов публиковал и стихи. Так, в «Тоске» (№ 9 за апрель 1919 года) он написал:

«Наклонись в томительном искании
На узоры вытянутых строк.
И в усталом, ласковом касании
Вылей чувства робкого поток».

Стихотворение «Фронт» вышло в № 14 за декабрь 1922 года.

«Артиллерийский звон колокольный
В стены набатом гудит.
Башни взлетают, дворцы загораются,
Пыль кирпичей в облаках.
В город расплавленный молот опущен,
Брызгает пламенем камень домов.
Трупами люди мостят переправу,
Падает к братьям брат на штыки…»

В одном из номеров журнала молодой литератор выступил с большой программной статьёй «К начинающим пролетарским поэтам и писателям». Он отметил:

«Революция переступила огненную черту в истории мира и ввела человечество в новую чудесную страну. Возрождается коллективное созидание прекрасного. Художник – это человечество в своей единой одухотворённости».

По убеждению Андрея Платонова, коллективное творчество является уравнением «по наибольшему». То есть, если из определённого числа личностей (допустим, 11 творцов) один человек носит на себе печать гения, а 10 одарены талантами среднего уровня, то этого достаточно для восхождения к высотам творчества. Поскольку «коллективное творчество будет равняться не средней силе, выведенной из суммы всех творящих сил, а наибольшей силе – гению».

В послереволюционные годы с изданием активно сотрудничали Сергей Городецкий, Сергей Клычков, Осип Мандельштам, Александр Неверов, Николай Задонский, Владимир Кораблинов и др.

В журнале существовал так называемый почтовый ящик. Из него, случалось, поступали в адрес писателей критические замечания относительно произведений. Не избежал этой участи и будущий классик.

Всё время, пока выходил «Железный путь», Андрей Платонов принимал живое участие в деятельности литературно-художественного отдела журнала (его имя неизменно упоминалось в анонсах).

Имея прямое отношение к Юго-Восточной магистрали, Андрей Платонов не только состоялся как писатель, но и обозначил краеугольные темы будущего творчества, среди которых – судьбы обычных железнодорожников: паровозных машинистов, механиков, слесарей.

Юговосточники гордятся, что из их рядов вырос певец чугунки, чьё 120-летие отмечает читающий мир.
Виктор Минаков
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/