фото: Сергей Киселев

Нестареющая память о дедах

В преддверии 9 мая вокзалы и станции Юго-Восточной встречали «Поезд Победы»
>Начало темы в предыдущем номере

Ртищево

В июле 1941 года в области сформирован полк народного ополчения из 3,5 тыс. человек, в том числе женщин и ветеранов. Ртищевцы активно участвовали во всенародном сборе средств на вооружение для Красной Армии.

В ноябре 1941 года началось формирование 33-го отдельного дивизиона бронепоездов. Личный состав поступал из 1-го запасного полка бронепоездов, Ртищевского пересыльного пункта и из Москвы. Материальная часть строилась в депо Ртищево и Балашов и была завершена к 28 февраля 1942-го. В депо Ртищево изготовлен бронепоезд № 2, получивший имя «Истребитель немецких захватчиков». Ртищевское отделение стало основным каналом снабжения Сталинградского и Воронежского фронтов. 

Охрана узла от вражеской авиации стала первостепенной задачей. Зенитные пулемёты были установлены и на крыше железнодорожного вокзала.

Нескончаемый поток людей прибывает на встречу «Поезда Победы». Площадка не вмещает всех желающих оказаться в первых рядах. За спинами взрослых – малыши. Молодой человек подхватывает каждого кроху: с перрона – на платформу боевой техники, рассказ о пушке, мотоцикле, танке, вновь – на перрон. Транспортировка в вагон-теплушку, посещение передвижного музея. Опять высадка: спешат к паровозу. В глазах ребятишек восторг. Узнаём, что это старшая и подготовительная группы детского сада № 6. Заведующая Тамелла Мамедрзаева поясняет, что о событии узнали от папы одной из воспитанниц. Он и пригласил всех принять участие во всенародном торжестве.

– Где же сам папа?

– Да вот же он: детишек подсаживает.

Знакомимся. Артур Ковалёв поясняет:

«Дети должны знать о своих прадедах, подаривших будущее стране ценой своей жизни, своих потерь и лишений. Фантазии и мечты должны основываться на правде реальности. Человек формируется в детстве. Именно родители обязаны направить росток к свету сопереживания. О событии мне, как главному инженеру эксплуатационного локомотивного депо, было известно заранее. Горд, что причастен к семье железнодорожников, подаривших городу такой праздник. Праздник не пустых развлечений, а праздник духа, объединяющего народ».

О важности события говорила и глава Ртищевского муниципального района Светлана Макогон:

«Я сегодня здесь не как официальное лицо, а как внучка 2 дедов, погибших на полях сражений. Их имена выбиты на обелиске Славы в нашем городе. Впервые День Победы горожане пришли отмечать на вокзал. И это несёт в себе определённый символ: отсюда уезжали эшелоны на фронт, сюда возвращались победители».

Заместитель начальника Юго-Восточной железной дороги (по территориальному управлению) Вадим Захаров делится впечатлениями:

«Ощущение, что я стал причастен к зарождению новой традиции. Гордость и восторг. Идея нового формата почести и памяти наших предков принадлежит начальнику магистрали Сергею Задорину. Это не разовая акция, мы будем продолжать дело».

Тамбов

С первых дней войны тысячи жителей города и области вызвались идти добровольцами на фронт; 500 коммунистов и комсомольцев вошли в состав батальона, отправленного на Белорусский фронт, большая часть которого не вернулась. В сёлах и городах почти не осталось мужчин. Основной рабочей силой были женщины, дети и старики, но трудовые нормы перевыполнялись в 2–3 раза.

Осенью 1941 года были сформированы 3 стрелковые дивизии, отправившиеся на защиту Москвы. Через год образовали вторую гвардейскую армию, которую возглавил генерал-лейтенант Малиновский, сыгравшую большую роль в освобождении Сталинграда. Она вошла в историю как армия, не потерпевшая ни одного поражения.

В зданиях школ, институтов, больниц разместились госпитали и детские дома. Колоссальная нагрузка легла на железнодорожников Тамбовского узла. Прифронтовое положение края превратило его в один из важнейших транзитных путей страны. Самоотверженность и высочайший профессионализм позволили тамбовским железнодорожникам повысить пропускную способность в 7 раз.

За вклад в борьбу с немецко-фашистскими оккупантами Тамбов награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Руководитель музейно-выставочного центра Тамбовской области Игорь Николаев отмечает:

«Подобные мероприятия помогают подрастающему поколению приобщиться к прошлому страны. Сегодня это особенно важно и ценно».

Эту же мысль воплощают в жизнь ребята из клуба «Русич», примкнувшие к исторической реконструкции железнодорожников. Председатель клуба Михаил Сорокин поясняет своё присутствие в теплушке времён Великой Отечественной войны:

«Мы одеты в форму советских солдат, воевавших в Афганистане, российских солдат, боровшихся с бандформированиями в Чечне. Мне кажется, что в таком ретро-поезде достойное место может занять и форма суворовских солдат, и доспехи ратников Дмитрия Донского. История наших предков велика своей доблестью. Мы не раз спасали мир от порабощения. Мы и сегодня верны традициям, утверждающим, что сила – в правде. Благодарны Юго-Восточной железной дороге за возможность участия в грандиозном действии. В мирное время тоже идёт сражение за нравственные, духовные ценности, и мы его проиграть не в праве. Реконструкторы – это не фон для фотографий. Мы изучаем историю и наглядно передаём её подрастающему поколению».

Мичуринск

На фронт ушли 46 тыс. жителей Мичуринска и района – больше половины населения. В течение полутора лет город был прифронтовым. Развёрнуты госпитали и медсанбаты. Промышленность перешла на военные рельсы, став оружейной кузницей армии. 

Паровозоремонтный завод выпускал и ремонтировал бронепоезда. Предприятия работали без выходных. На средства жителей строились танковая колонна «Тамбовский колхозник» и эскадрилья самолётов «Мичуринец», бронепоезд и торпедные катера.

Бесценный вклад в победу внесли железнодорожники, обеспечивавшие непрерывную доставку грузов на московском направлении. 

Железнодорожный узел Кочетовка, через который шло движение к фронту эшелонов, подвергался бомбёжкам с августа 1941 года, а весной и летом 1942-го налёты стали массовыми, по 5–6 раз в день; 28 июля вся Кочетовка пылала в огне. Железнодорожники под бомбами восстанавливали повреждённые пути, тушили паровозы и вагоны с боеприпасами. Девушки-зенитчицы сбивали и отгоняли вражеские самолёты.

Торжественный митинг у «Поезда Победы» закончился. На центральной платформе ретро-состава начался концерт. Литературные композиции, танцы. Большую часть людей поглотил интерес к передвижному музею. 

На соседней платформе младшие школьники изучают пушку. И вдруг, как по невидимой команде, не переставая исследовать орудие, дружно грянули: «…А помирать нам рановато: есть у нас ещё дома дела!»

Так бодро, с расстановкой и смыслом довели песню до завершения. Потом за солирующим артистом подхватили вторую. Говоря откровенно, неожиданно слышать из уст детей песни, которые, казалось бы, не должны представлять для них интереса.

Получил объяснение от учащихся Мичуринского лицея:

«Что такое для нас День Победы? Это огромный, лучший праздник в нашей стране! Не было бы Победы, жили бы рабами в Германии. А, может, и не родились бы совсем. И песни наших прадедушек бодрые, правильные. Они в Победе тоже помогали. Они и сейчас нам силы дают. У нас в лицее каждый год конкурс патриотической песни проходит. Учитель музыки Евгений Ширяев разучивает с нами военные композиции».

Были защитники, есть и подрастают, пока учителя передают как наследство правильные песни, пока встречает страна «Поезд Победы».
Константин Ефремов
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/