23 января 2020 11:17

23 января 2020 11:17

фото: Галина Мостипан

Сильное звено в системе

Вере Сапрыкиной присвоено звание «Лучший инженер по обучению» Юго-Восточной дирекции управления движением

Ведущий инженер Белгородского центра организации работы железнодорожных станций завоевала его в конкурсе, который был организован для совершенствования системы техобучения в дирекции.
Не обязанность, а потребность

Чтобы с честью преодолеть испытания всех 4-х этапов и занять 1 место, опередив 5 достойных соперниц, Вере Сапрыкиной потребовалось раскрыть свой многогранный профессиональный талант.

Она продемонстрировала богатый творческий потенциал, представив презентационный материал о современных методах обучения, показала блестящие знания нормативных документов, оперативно привела распоряжения в единое целое, преуспела и в захватывающем состязании «Своя игра».

– Что привело к победе? Прежде всего – огромное желание! – улыбается, принимая поздравления. – А знания и опыт помогли не растеряться, сориентироваться на месте.

Рабочее место дежурного по станции оборудовано компьютером, в свободную минутку он может пройти тест и почерпнуть для себя что-то новое, а составитель поездов дистанционное обучение проходит дома. Победительница конкурса задалась целью усовершенствовать систему таким образом, чтобы максимально вовлечь работников.

– Техучёба призвана стать для них не только частью должностных обязанностей, а потребностью, – подчёркивает она.

В том, чтобы разжечь в людях огонёк заинтересованности, большую помощь оказывает психолог Татьяна Цунаева, в ход идут также инструменты мотивации и традиционное анкетирование.

Развитие транспортной системы, внедрение информационных технологий и ужесточение требований к перевозочному процессу требуют закладки прочного фундамента знаний. Слаженную работу ДЦС Белгород обеспечивает коллектив высокопрофессиональных специалистов и квалифицированных рабочих. Сегодня в штат центра входят порядка 2 тыс. человек, повышению уровня их знаний без отрыва от производства уделяется огромное внимание. За организацию и качественное проведение обучения персонала отвечают начальник ДЦС Белгород Виталий Кутоманов и начальник отдела безопасности движения и охраны труда Александр Чорненький. Руководители уверены: Вера Сапрыкина – сильное звено в системе, на которое можно полностью положиться.

– Ответственная, трудолюбивая, грамотная, отзывчивая. За советом и помощью к ней нередко обращаются коллеги из Валуек, Старого Оскола, Стойленской – никогда не откажет, – характеризует профессиональные и человеческие качества специалиста Александр Чорненький.

В храме технических наук

Класс технической подготовки центра практического обучения станции Белгород редко пустует, это альма-матер почти 300 работников разных профессий: дежурных по станции, маневровых диспетчеров, составителей поездов, дежурных по парку, операторов СТЦ, регулировщиков, сигналистов, операторов поста централизации, приёмосдатчиков груза и багажа, приёмщиков поездов, агентов СФТО. В роли преподавателей выступают руководители центра, начальники станций и ревизоры движения. Для качественного и доступного изложения некоторых вопросов привлекаются специалисты смежных дирекций.

Опираясь на результаты проверок, случаи нарушений в грузовой работе, на занятиях коммерческие ревизоры рассматривают наиболее узкие места, а специалисты Елена Чаплыгина, Татьяна Беседина и Юлия Тутова знакомят с многочисленными новшествами: расширяет свои возможности система «ЭТРАН», усовершенствуется программирование в автоматизированном режиме, приходят на службу цифровые технологии.

Современное оборудование позволяет моделировать различные ситуации, чтобы сформировать у специалистов-движенцев практические навыки работы в нестандартных условиях.

Глаза разбегаются от обилия стендов и наглядных пособий, застыл в ожидании первой помощи фантом – тренажёр по имени Максим. Однако предмет особой гордости – имитационный тренажёр, на котором дежурные по станции оттачивают действия при нестандартных ситуациях, а также их ликвидации. Только при правильном выполнении удаётся получить зачёт.

Заходишь в кабинет – и проблемы больше нет

Обаятельной, располагающей к общению улыбкой и мудрым, внимательным взглядом встречает хозяйка храма технических наук.

– Практические и теоретические задания для проверки знаний в области безопасности движения и охраны труда обновляем ежеквартально, – посвящает она в тонкости своей работы. – Чтобы они не вызывали затруднений, в процессе подготовки показываем презентации по теме занятий, транслируем аудитории специально разработанные конспекты, кроме того, с интересными материалами к нам приходят сотрудники технической библиотеки.

В работе составителей поездов, регулировщиков, сигналистов большую роль играют меры безопасности на железнодорожных путях, поэтому для них предусмотрены специальные испытания. Если они касаются регламента переговоров, предлагается деловая игра применительно к реальным условиям, когда один из составителей становится машинистом.

Ежемесячно не позднее 25 числа текущего месяца разрабатываются графики техучёбы, планы проведения предстоящих занятий. На основе годового плана с учётом рекомендованных тем и изменений технологии определяется перечень профессий. При этом узкие места, которые ревизоры движения выявляют в ходе проверок на своих участках, находятся в зоне особого внимания.

С каждой группой в системе АОС – Д/М проводятся итоговые квартальные мероприятия, а на станциях, где практические знания проверяются руководством на рабочих местах, – в 2 раза чаще. Движенцы пишут конспекты вручную, что позволяет подключить сразу несколько видов памяти.

По словам Веры Сапрыкиной, в класс каждый приходит с желанием поделиться проблемами и высказать своё мнение. Нередко занятия начинаются с обсуждения системы премирования и оплаты труда, обеспечения спецодеждой. Чтобы вопросы не повисли в воздухе, она ставит их перед руководством, обратная связь помогает исправить ситуацию.

За высотою – высота

После изучения темы на теоретических занятиях приходит время отвечать на поставленные вопросы. Бывает, некоторые прячутся за спинами других, однако отсидеться не удаётся – элементы деловой игры заметно оживляют учебный процесс.

Держать руку на пульсе сетевых инноваций, следить за изменениями в технологии моей собеседнице помогает самоподготовка. А служить проводником знаний, наладить контакт с аудиторией, удерживая её внимание, – безусловные способности педагога. И ведь не педагогический – железнодорожный институт оканчивала.

Вся её жизнь в движении, родовыми корнями многолетней династии вросла в стальную магистраль, они-то и задали вектор в будущее. Когда выпускница белгородской средней школы ехала в Харьков подавать документы в вуз на специалиста по автоматизированному управлению движением самолётов, разговорилась со случайным попутчиком, который оказался преподавателем кафедры физикотехнологического факультета политехнического института. Его слова навсегда врезались в память и оказались пророческими: «Железнодорожник – интересная профессия, которая во многом выигрывает перед другими».

Не испугавшись сложностей специальности, будущий движенец вначале поступила в политехнический, а затем перевелась в ХИИТ на 3-й курс. Увлекали не только учебные занятия – работа проводником в стройотрядах, а также практика сигналиста, дежурного по парку, оператора при дежурном по Белгородскому отделению Южной железной дороги, замещала инспектора по кадрам.

После распределения в 1987 году свой трудовой путь начинала дежурным по станции Белгород-Сумской. В то время, вспоминает, были ещё ручные стрелочные переводы, практиковалась со стрелочником, в тонкостях постигая технологию работы. Целеустремлённому специалисту предлагали попробовать свои силы в разных должностях, которые требовали немало собранности, знаний и умений. Инженером по охране труда отдела перевозок выезжала на место ЧП, анализировала случаи травмирования работников, инженером по безопасности движения занималась разработкой технических распорядительных актов. Трудилась на посту заместителя начальника станции Белгород-Сумской.

– Я счастлива, что 33 года отдала железной дороге и не изменяла ей. Лёгких путей не искала, работала с любовью, не считаясь с личным временем, – признаётся Вера Сапрыкина.

Впрочем, в жизни она увлечена не только своей профессией. Любит вязать и шить, хватает усидчивости на то, чтобы выучить старославянский язык для чтения уникальных книг, и на другие самые разнообразные хобби.

Как человек творческого склада, ищущий, на лаврах почивать не привыкла и уже подала заявку на участие в новом конкурсе – на лучший конспект для проведения предсменных инструктажей. Всерьёз задумалась над темой и доступным её изложением, чтобы плод разработки приносил пользу, способствовал повышению производительности, обеспечению безопасности движения и охраны труда.
Галина Мостипан

Элемент не найден!

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31