12 декабря 2019 09:20

12 декабря 2019 09:20

фото: Личный архив

Наука наставника

В этом году исполняется 100 лет со дня рождения Героя Социалистического Труда Юлия Фёдорова

Бывший начальник локомотивного депо Кочетовка многое успел сделать за годы работы.
С Юлием Александровичем мы познакомились в 1959 году на слёте молодых рационализаторов отрасли. Мы – это молодые специалисты, выпускники Московского института инженеров транспорта, которые по распределению работали в тепловозном депо Верхний Баскунчак Приволжской железной дороги.

В депо Кочетовка на смену паровозов стали поступать тепловозы, а специалистов не было. Фёдоров предложил нам поработать у него. Переехать из Астраханской степи на Московско-Рязанскую железную дорогу, в состав которой в то время входило депо Кочетовка, было заманчиво, но в Баскунчаке мы трудились по распределению, и нам по советским законам 3 года нельзя было менять место работы. До «освобождения» оставался год.

Фёдоров сказал, что, если мы согласны, остальное его забота. Мы сказали да, и через 2 недели пришёл приказ министра путей сообщения о нашем переводе.

Юлий Александрович встретил нас как старых знакомых, выдал подъёмные, поселил в общежитие и попросил сразу приступить к работе. Так мы стали мастерами депо на разных участках по ремонту тепловозов.

Юлий Фёдоров родился в 1919 году в городе Бронницы Московской области. После окончания десятилетки поступил на инженерный факультет Военно-воздушной академии им. Жуковского.

В 1938 году арестовали его отца. Отец был осуждён по 58 статье.

Последствий для молодого слушателя военной академии долго ждать не пришлось. По окончании 1 курса Юлий как сын «врага народа» был отчислен.

Как ему удалось в том же году поступить в Московский институт инженеров транспорта на факультет «Паровозы и паровозное хозяйство», он объяснить не мог. Говорил, что повезло.

Прошло 4 года учёбы в Москве, в мирную жизнь ворвалась война, и диплом будущий инженер защищал в 1942 году уже в Омске, куда был эвакуирован институт.

С 1943 года молодой специалист работал в Москве, в службе локомотивного хозяйства Московско-Рязанской железной дороги. Был старшим инженером, начальником сектора теплотехники. Работал хорошо, начальство было довольно. Но Юлий мечтал о живой работе на производстве.

И решился. Он покинул привлекательную Москву и по личной просьбе в 1950 году переехал в городок Сасово Рязанской области на должность главного инженера паровозного депо. В 1953-м он уже начальник депо Ковшекино, а в 1954-м талантливому руководителю поручили провести реконструкцию и подготовить паровозное депо Кочетовка к организованному переходу на тепловозную тягу.

Под его руководством были построены корпуса новых цехов, прошли переобучение ремонтные бригады, подобран и сформирован коллектив знающих своё дело основных руководителей производственного процесса – мастеров.

Перевод депо на тепловозную тягу прошёл организованно и без осложнений. За умелое руководство и выполнение в установленные сроки поставленной задачи начальнику депо Кочетовка Юлию Фёдорову 1 августа 1959 года было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

В моей жизни было 2 наставника, которые сыграли важную роль в становлении меня как руководителя производства на разных этапах: начальник Мичуринского отделения Анатолий Никифорович Карускевич и, конечно, начальник локомотивного депо Кочетовка Юлий Александрович Фёдоров.

Начальник депо часто собирал молодых специалистов, как он говорил, для воспитательной беседы. Советы его были всегда интересными, поучительными, а иногда неожиданными.

Как-то, беседуя с нами, Юлий Александрович поучал:

– Вы сейчас руководите небольшими коллективами, но наступит время, когда многие из вас станут начальниками депо, служб и, может быть, даже дорог, тогда вы столкнётесь с новыми для вас вопросами. Вы можете быть хорошим, знающим производство начальником, но если не добьётесь уважения жён ваших работников, считайте, что вы как руководитель не состоялись. Жёны ваших подчинённых постоянно будут приходить к вам на приём, настойчиво досаждать самыми разными просьбами: когда дадут квартиру, как устроить ребёнка в детский сад, почему летом мужу не дают отпуск, почему муж пьёт, а вы не обращаете на это внимания, и так далее и тому подобное. Если можете решить вопрос, делайте это не затягивая, а не можете, не давайте пустых обещаний. Но постарайтесь построить беседу так, чтобы жена вашего работника вышла от вас совсем с другим настроением. Вы должны понимать, что настроение жён отражается на настроении ваших работников и влияет на психологический климат в коллективе.

Секретарь начальника депо рассказывала. Приёмный день. Все спокойно сидели в ожидании очереди. А жена одного машиниста нервно металась по приёмной.

– Я ему всё выскажу, я молчать не буду,– постоянно повторяла она.

Наконец, её пригласили в кабинет. Сначала был слышен только её голос, она громко что-то доказывала. Постепенно в кабинете стало тихо. Через полчаса открылась дверь, на пороге появились Фёдоров и улыбающаяся посетительница. Фёдоров что-то сказал, попрощался за руку и пригласил следующую. Женщины обступили вышедшую посетительницу.

– Ну что, всё в порядке? Он решил ваш вопрос?

– Вроде нет.

– Чему вы тогда улыбались?

Женщина задумалась.

– Не знаю, честное слово, не знаю… Наверное, он просто человек хороший,– улыбнулась жена машиниста и пошла к выходу.

– Он её загипнотизировал. Точно загипнотизировал,– в притихшей приёмной неожиданно произнесла одна из посетительниц.

Когда я работал начальником депо, пытался следовать рекомендациям наставника, но, скажу откровенно, у меня не всегда получалось. Не хватало терпения и, наверное, мудрости.

Начальником депо Кочетовка Юлий Александрович проработал до 1961 года, затем приказом министра путей сообщения был переведён на Московскую дорогу. Работал начальником тепловозного депо Рязань, начальником локомотивного отдела Рязанского отделения, заместителем начальника службы локомотивного хозяйства Московской железной дороги. Умер Фёдоров 1 июля 1994 года.
Марат Бендерский

Элемент не найден!

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31