25 августа 2019 18:00
фото: Ольга Романькова

Основательная подготовка

На детской железной дороге к практике приступил второй поток лета 2019 года

Малая магистраль открывает путь в востребованную и престижную профессию.
Кто из школьников не мечтал побывать машинистом поезда? В Лисках, где находится один из крупнейших в России железнодорожных узлов, благодаря Юго-Восточной детской железной дороге такая возможность есть.

Эта магистраль только называется детской. Настоящий узкоколейный локомотив, вагоны с мягкими креслами и удобными столиками. Только работу здесь выполняют дети. Машинист и помощник, проводники, путейцы, дежурный по станции – все они школьники.

Под присмотром взрослых они, действительно, сами управляют хоть и небольшой, но настоящей железной дорогой, катают пассажиров с мая по сентябрь в городском парке. В остальное время занимаются изучением теории. Перед тем, как сесть в кресло машиниста, проходят обучение на тренажёре и сдают экзамены.

Первые 2 года в рамках программы кружка «Юный железнодорожник» обзорно изучают все профессии и уже потом делятся на специальности: машинист тепловоза, проводник вагона, монтёр пути, дежурный по железнодорожной станции, осмотрщик вагонов и др.

Принимают на обучение всех желающих. Иногда, крайне редко, могут отчислить за несоблюдение дисциплины. Здесь не место тем, кто хулиганит, нарушает технику безопасности.

Из почти сотни детских железных дорог в бывшем СССР, сегодня действует 25. Лискинская – относительно молодая, ей всего 30 лет. В 2014 году на ДЖД прошла масштабная реконструкция, оборудование обновили. Здесь во всём виден строгий армейский порядок и чистота.

Обучение юных железнодорожников может продолжаться от 3 до 5 лет. Одновременно обучаются 300 детей. Они получают теоретические и практические знания не только в железнодорожных профессиях. Здесь они могут заниматься моделированием, изобретать и изготавливать различные детали, печатать их на 3D-принтере. Открыт кружок робототехники.

Если кто-то захочет связать свою жизнь с железной дорогой, то им ещё придется поступить в профильные железнодорожные учебные заведения, но фактически это готовые специалисты, которые могут дать фору по теоретическим знаниям даже взрослым железнодорожникам.

«Наши ребята участвуют в викторине на знание ПТЭ наравне со взрослыми коллегами с ЮВЖД. Причём набор вопросов не ограничивается одной специальностью, а соответствует полному объёму знаний главного документа железнодорожников. И в общем рейтинге ребята всегда занимают достойные места. У нас достаточно тесные отношения с учебными заведениями железнодорожного профиля, и, конечно, все заинтересованы в том, чтобы дети, которые прошли такую подготовку и познакомились с профессией, пришли работать на железнодорожный транспорт», – говорит Надежда Мёдова, методист ЮВ ДЖД.

В распоряжении ребят не только здание вокзала станции Задоринка. Ещё здесь есть типовое депо с учебными классами и ангаром для стоянки и ремонта локомотивов. Есть большой учебный корпус – с тренажёрами для машинистов, современными классами, актовым залом и музеем.

Вот локомотивная бригада – юные машинист и помощник – поднимаются в локомотив. Ребята занимают места в кабине, и поезд с пассажирами в вагонах оправляется в путь строго по расписанию.

Светофоры, стрелки, средства сигнализации и связи – всё, как у взрослых. Длина кольцевого пути составляет чуть больше 1 км и для безопасности проходит по закрытой территории парка. Сотрудники ДЖД признаются, что хотели бы сделать более длинный маршрут, например, до ближайшего посёлка, открыть на другом конце вторую станцию, подвозить пассажиров, но пока это только в мечтах.

В вагонах поезда могут прокатиться дети и взрослые. Цена билета символическая. Конечно, это не высокодоходное подразделение. Но польза, которую даёт малая магистраль, значима. На данный момент даже в руководстве железных дорог страны есть люди, которые начинали свою карьеру на детских железных дорогах.

Воспитание и профориентация детей – долгосрочная перспектива, её сложно измерить деньгами. Школьникам повезло, что у них есть ДЖД, которая может открыть путь в большую жизнь, интересную, востребованную и престижную профессию железнодорожника.
Ольга Романькова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31