17 июня 2019 02:51
фото: Личный архив

На рельсах стройки века

Служба в железнодорожных войсках определила судьбу Николая Шведенко

Ведущий инженер Юго-Восточной химико-технической лаборатории с благодарностью вспоминает армейское время, проведённое на БАМе.
2.jpgБольшая часть его жизни связана с Юго-Восточной железной дорогой, где он прошёл путь от студента техникума до одного из главных специалистов ЮВ ХТЛ. В сфере интересов также общественная деятельность: Николай Шведенко – председатель цехового комитета профсоюзной организации своего структурного подразделения.

Оглядываясь в прошлое, особо выделяет 2 года, которые посвятил ратному труду, после призыва в армию. Служить пришлось в железнодорожных войсках, принимавших участие в работах по обслуживанию и возведению БАМа.

«Родом я из небольшого посёлка в Павловском районе Воронежской области. В Новой Усмани окончил 8 классов и поступил в Отрожский электромеханический техникум, чтобы стать помощником машиниста тепловоза. В 1983-м моя мечта осуществилась. В июле того же года пришла повестка в военкомат, и меня со сборного пункта отправили в Волгоград. В учебной армейской части прошёл основательную подготовку к работе машинистом локомотива. Муштровали нас нещадно – каждодневная строевая подготовка, учёба, наряды по службе. Затем продолжительная практика в одном из локомотивных депо. Спустя полгода оказался в небольшом посёлке Сенное, под Саратовом, а уже оттуда – на Дальний Восток. К месту дислокации летом 1984-го прибыл вместе со своим помощником Александром на маневровом тепловозе ТЭМ2. Гнали машину недели 3 по Казахстану, мимо Байкала, через Читу. В это время как раз происходили большие события на Восточном участке БАМа – от Тынды до Комсомольска-на-Амуре. Строительство магистрали поручалось железнодорожным войскам Министерства обороны Советского Союза. Чтобы открыть движение поездов по трассе, следовало соединить «золотым» звеном последний участок Восточной ветки – Ургал – Тында. Это и выполнили военные специалисты в составе нескольких путеукладочных команд, двигавшихся навстречу друг другу», – рассказал Николай Шведенко.

«Поначалу мы жили и питались там же, на тепловозе. Нары для ночлега под самым потолком. Летом, конечно, допекала жара. К осени ситуация изменилась: 2 недели в железнодорожной роте, столько же – в смене, в турной езде. Появились вагончики для отдыха, быт более-менее наладился», – продолжил он.

Участок обслуживания по однопутке – от Тынды до разъезда имени В.П. Мирошниченко. В обязанности входило обеспечение маршрутными поездами – думпкарными вертушками и полувагонами со щебнем тех, кто участвовал в стыковке участка Восточной ветки. Плюс доставка грузов в близлежащие посёлки.

Подразделение числилось в качестве роты эксплуатации. Это, в частности, взводы движенцев (дежурные по станции) и тяговиков (машинисты тепловоза). Были ещё думпкарщики, шофёры. В случае необходимости их могли запросто направить на путейские операции, вооружив ломами, кирками, лопатами.

Занимались также заготовкой дров из лиственницы. Водохранилище станции затопило ряд участков леса (этого требовали условия стройки). Зимой сквозь лёд громоздился строй деревьев, которые пилились на отопление жилых помещений.

По словам Николая, всё было интересно молодому сердцу: необъятная тайга, быстрые реки, снежные сопки. Что касается местного люда, то он был довольно разношерстный: кто-то приехал на волне комсомольского энтузиазма, кто-то подзаработать, а кто-то прибыл с большой земли давно и укоренился. Но все жили дружно, не жалуясь на суровый край.

«Запомнилось, что там весна и осень практически не наблюдались. Сезон наступал буквально мгновенно. Недаром считается, что в тех местах 9 месяцев длится зима и только 3 лето», – отметил Николай Шведенко.

Неплохо было поставлено дело со снабжением продуктами питания. Продовольствие для БАМовцев поступало в достатке и хорошего качества.

Служба на Байкало-Амурской магистрали окончательно предопределила выбор в пользу Юго-Восточной.

Вернувшись в звании сержанта на родину, Николай 8 лет работал машинистом тепловоза на Воронежском вагоноремонтном заводе. В 1993 году перешёл в дорожную химико-техническую лабораторию. Занимается механическим испытанием различных материалов и металлов. Хорошо знает нормативную документацию, которая помогает в определении механических свойств металлических сплавов, их способности выдерживать разного рода нагрузки. Кроме Отрожского электромеханического техникума, в 1991-м Николай окончил Всесоюзный заочный институт инженеров железнодорожного транспорта (по специальности, связанной с профильным тепловозным хозяйством). Выучился также на специальных курсах на радиотелемеханика.

«Грызть гранит железнодорожной науки в вузе пришлось без отрыва от производства. Сейчас даже удивительно, что по молодости удавалось совмещать несколько занятий, не чувствуя усталости», – признаётся Николай Шведенко.

Одну мечту – выучиться на машиниста локомотива – Николай успешно осуществил. Есть и другая: проехать по тем местам Байкало-Амурской магистрали, где он сформировался как специалист-железнодорожник.
Виктор Минаков
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30