28 октября 2021 21:15

28 октября 2021 21:15

фото: Оксана Эськова/Служба корпоративных коммуникаций ЮВЖД

Точки соприкосновения

Деловые партнёры готовы перенимать полезный опыт у железнодорожников

Назревший вопрос с инфраструктурой путей необщего пользования может быть решён совместными усилиями.
Тему внедрения современных конструкций и передовых технологий в путевое хозяйство обсуждали на 13-й внеочередной научно-практической конференции, которая состоялась на Юго-Восточной магистрали.

Организаторами выступили Союз транспортников России, Союз участников железнодорожного рынка, Российская открытая академия транспорта Российского госуниверситета транспорта (МИИТ) и институт проблем управления транспортной инфраструктуры. К обсуждению были привлечены представители руководства ЮВЖД, промышленных предприятий, ведущих научных и проектных организаций отрасли, управления Госжелдорнадзора.

Ключевые позиции

Юго-Восточная не случайно выбрана местом проведения научно-практической конференции, с магистралью у организаторов налажен деловой контакт.

«В 2016 году мы здесь проводили форум железнодорожников, в 2017-м – конкурс профессионального мастерства. И вот решили организовать внеочередную конференцию. Связана она с содержанием железнодорожного пути», – сказал генеральный директор Союза участников железнодорожного рынка Сергей Агеев.

В приветственном письме участникам президент Союза транспортников России Виталий Ефимов так пояснил вопрос, ставший поводом для конструктивного разговора:

«С внесением изменений в Правила технической эксплуатации железных дорог ответственность работников, обслуживающих железнодорожные пути необщего пользования, возросла многократно. Включение в ПТЭ дополнений и изменений касается не только магистральных железных дорог, но и инфраструктуры промышленных предприятий. Есть 2 ключевые позиции, на которые предприятиям следует обратить самое серьёзное внимание. Первая – это содержание своей железнодорожной инфраструктуры в связи с началом эксплуатации подвижного состава с повышенными осевыми нагрузками; вторая – нормативное обеспечение системы ведения путевого хозяйства в соответствии с ПТЭ».

Слово за наукой

Увы, нередко путевая инфраструктура промышленных предприятий находится не в лучшем состояния.

«Если до введения дополнений в ПТЭ контроль надзорных органов за содержанием путей необщего пользования (в силу частичного отсутствия нормативной правовой базы) мог быть в меру лояльным, то в нынешних условиях предприятия будут обязаны привести содержание своих путей в соответствие с требованиями, применяемыми на железных дорогах. Особенно это касается подъездных путей для обслуживания подвижного состава с повышенной нагрузкой на ось», – подчеркнул Виталий Ефимов.

«РЖД быстро двигаются вперёд, а мы порой не успеваем. Совершенно очевидно, что основная нагрузка ляжет на железнодорожное полотно, на балласт. Но мы, как промышленники, подходим к вопросу с точки зрения экономики: если нам придётся менять рельсы, то это повлечёт большие расходы. Моя точка зрения: не торопиться всё менять, а для начала произвести расчёты, экспериментальным путём испытать новые вагоны. Я считаю, путь должен выдержать такую нагрузку. Это моя практика. Но что скажет наука? Если расчёты покажут, что рельсы не готовы к таким нагрузкам, нас это не совсем устроит, но будем заранее к этому готовиться. Ведь лет через 5–6 доля инновационных вагонов достигнет 60–65%. Значит, они придут и на наши подъездные пути. Словом, попросили науку изучить вопрос. Имея точные расчёты, будем выходить с предложениями в Министерство транспорта РФ», – дополнил Сергей Агеев.

Единые требования

У железнодорожников подход к содержанию инфраструктуры очень серьёзный.

«Представители Союза участников железнодорожного рынка посетовали, что нормы содержания пути слишком жёсткие, как вы это прокомментируете?» – интересуемся у заместителя главного ревизора ЮВЖД по безопасности движения поездов Дмитрия Назарьева.

«У нас есть приказы Мин- транса России, которые в полной мере определяют нормы содержания путевого хозяйства. Это документ федерального уровня, а значит, он распространяется на все предприятия, которые расположены на территории Российской Федерации. И здесь ни для кого не будет поблажек», – ответил он.

Причина очевидна: по путям необщего пользования подаются, в том числе, вагоны с опасными грузами, и в случае ЧП ущерб может исчисляться не только финансами, но человеческими жизнями.

Солидарен с такой точкой зрения и заместитель начальника Управления Госжелдорнадзора Сергей Бондаренко:

«Делать скидку на пути необщего пользования неверно. Любые инициативы должны быть обоснованы и подкреплены с научной точки зрения. Коммерсант ссылается на прибыль, а наука – на точные расчёты. Скажем, наука сказала, что через определённое количество лет вагон либо режьте, либо модернизируйте. Третьего не дано. То же самое касается рельсов», – считает он.

До настоящего времени, по мнению Сергея Бондаренко, коммерческие структуры крайне неохотно шли на вложение средств в научные исследования; владельцы путей необщего пользования не обращались к науке за расчётами. Похоже, ситуация меняется.

Готовы делиться опытом

В настоящее время у юговосточников налажено чёткое сотрудничество с деловыми партнёрами.

«У Юго-Восточной магистрали в вопросах взаимодействия с промышленными предприятиями проблем нет, так как существует чёткий устав железнодорожного транспорта, Правила технической эксплуатации железных дорог РФ, регламенты, которые определяют ответственность каждой стороны за выполнение функций по подаче и уборке вагонов. Кроме того, существует также ряд других документов, которые в полной мере регламентируют работу именно на стыке взаимодействия железной дороги и промышленных предприятий», – сказал Дмитрий Назарьев.

При этом деловым партнёрам есть что позаимствовать у железнодорожников. Вероятно, поэтому выступление заместителя главного ревизора ЮВЖД по обеспечению безопасности движения поездов вызвало живой интерес коллег.

«Мы видим не только существующие в наших хозяйствах риски, но и внешние. Более того, на ЮВЖД разработана матрица причинно-следственных связей, которая показывает, какие нарушения могут быть допущены и какие следует принять меры, чтобы их избежать», – пояснил Дмитрий Назарьев.

«Готовы ли железнодорожники делиться опытом и собственными наработками?» – такой вопрос прозвучал в ходе обсуждения.

Юговосточники заверили деловых партнёров в своей открытости и готовности к общению. Ведь, в конечном счёте, все участники железнодорожных перевозок заинтересованы в обеспечении безаварийного движения поездов.

Практическое применение

«Вопросы, которые обсуждались, крайне важны и серьёзны. Наши взаимоотношения с деловыми партнёрами должны строиться на принципах доверия. Поднятые темы направлены на обеспечение безопасности движения. Она же зависит от кадрового потенциала и технологии, которая выстроена на предприятии. Необходимо, чтобы выработанные решения нашли своё практическое применение», – заключил первый заместитель начальника ЮВЖД Шевкет Асанов.

Между тем конференцией обсуждение не ограничится. По словам Сергея Агеева, подобные мероприятия пройдут на Свердловской, Московской и Октябрьской или Северо-Кавказской дорогах.

«Эта конференция – первая ласточка, остальные будут более масштабными. Наша задача – поднять вопрос, чтобы знать, в какую сторону двигаться», – сказал генеральный директор Союза участников железнодорожного рынка.
Татьяна Стельмах
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31