10 апреля 2020 08:42

10 апреля 2020 08:42

фото: Елецкий ДЦС

Чугунка в древнем городе

Первый поезд из Грязей в Елец пришёл 150 лет назад, 30 августа 1868 года

По новой железнодорожной ветке, идущей через Липецк, открылось регулярное грузовое и пассажирское движение.
От Ельца до станции Грязи

Концессионную горячку 60-х годов XIX века, связанную с развитием железнодорожной сети, по праву называли «железнодорожным чудом». Всего за несколько десятилетий по территории России во все концы протянулись нити железных дорог. В этот отрезок времени основные контуры приняла и будущая Юго-Восточная.

Одна из линий широтного направления Елец – Грязи являлась продолжением Риго-Орловской железной дороги. Вместе с другими линиями широтного хода (Грязи – Борисоглебск и Борисоглебск – Царицын) она соединила низовья Волги с центральными губерниями, а также балтийскими портами, что имело большое значение для экономики страны.

В сентябре 1866 года Елецкое земство ходатайствовало о разрешении на образование Общества для «устройства железной дороги от Ельца через Липецк до станции Грязи Козлово-Воронежской железной дороги». Высочайшее утверждение концессии на Елецко-Грязскую железную дорогу последовало 1 марта 1867 года.

Уже спустя два месяца начались работы по возведению чугунки. Строительство поручили купцу первой гильдии Самуилу Полякову, которому отвели права оптового подрядчика.

Забегая вперёд, отметим, что этот концессионер одним из первых осознал, что качественное железнодорожное строительство невозможно без грамотных людей, опытных и знающих своё дело специалистов.

В России до этого времени не было учреждений, в которых готовили бы кадры массовых профессий. И вот 17 апреля 1869-го открылось первое в стране Елецкое ремесленное железнодорожное училище имени императора Александра II при мастерских Орловско-Грязской дороги. Его основатель – «железнодорожный король России» Самуил Поляков.

В училище, в основном, принимались дети железнодорожных служащих возрастом от 14 до 18 лет. Их численность составляла примерно 100 человек. Обучение продолжалось три года. Затем учащиеся проходили в течение двух лет практику на железной дороге по соответствующей специальности – машинист, помощник машиниста, путевой мастер, телеграфист.

Их имена не канули в Лету

На строительстве железной дороги трудились представители разных профессий, набираемые из числа окрестных жителей: носильщики, тачечники, возчики, ровняльщики, костыльщики, шпальщики и др.

Основным материалом для балластной призмы был песок. Земляное полотно и каменные опоры мостов, трубы сразу возводились под два пути, а металлические пролётные строения и верхнее строение укладывались на одном.

История сохранила имена специалистов, которые несли ответственность за успех дела на
100-вёрстном участке.

К примеру, надворный советник Михаил Данилов взял на себя функции главного инженера по постройке железной дороги, а инженер-технолог Константин Троицкий руководил возведением систем водоснабжения и другими техническими работами.

Как активные участники преобразований на «лице местной земли» зарекомендовали себя инженер-подполковник, инспектор Общества Орловско-Грязской железной дороги Виктор Кислаковский, инженер-подполковник, начальник участка протяжённостью 70 вёрст Феофил Цыхоцкий, коллежский асессор, начальник участка и строитель Донского моста Эраст Зубов, архитекторы Николай Артёмовский и Казимир Гриневский. Участвовал в подготовке дороги к сдаче в эксплуатацию капитан Фердинанд Рыдзевский.

Производственные и жилые здания возводились в одном стиле. Для размещения работников службы пути предусматривалась постройка казарм, полуказарм и сторожевых домов. На станциях II класса имелись жилые дома для работников службы движения, а на станциях III и IV класса жилые помещения совмещались с пассажирскими и располагались на вторых этажах.

При возведении пассажирских зданий использовался кирпич и дерево, камню отдавалось предпочтение в строительстве фундаментов зданий депо и мастерских.

Постройка 103 вёрст железной дороги от Ельца до Грязей благодаря неустанным действиям Самуила Полякова, который вникал во все тонкости работ, завершилась менее чем за полтора года. Участок Елец – Грязи стал первым отделением железной дороги от Орла до Грязей.

30 августа 1868 года, с началом движения (из Грязей в Елец прибыл первый поезд), открылась новая страница истории древнего уголка России.

Юбилей в рабочем строю

В «Спутнике пассажира по Юго-Восточным железным дорогам» можно найти описание маршрута следования поездов и составить довольно детальное представление о том, как выглядело тогда железнодорожное хозяйство:

«В 24 верстах от станции Дон, минуя полустанцию Патриаршия, поезд останавливается у станции IV Чириково. Минуя полустанцию Сенцово, расположенную в 10 верстах от станции Чириково, и пройдя ещё за Сенцово 12 вёрст, поезд останавливался у станции Липецк».

На станции Дон III класса имелся деревянный вокзал, а также две платформы – крытая и открытая. Неподалёку через реку Дон сооружён железнодорожный мост в четыре пролёта. К активу станции Липецк II класса относились здание вокзала, паровозное депо, жилые дома служащих, различные станционные постройки.

2018-й – юбилейный год не только для железнодорожного сообщения по участку Елец – Грязи.

Станции Елец и Липецк Елецкого центра организации работы железнодорожных станций – структурного подразделения Юго-Восточной дирекции управления движением отпразднуют 150 лет со дня открытия.

За последние годы на станции Елец проведена механизация сортировочной горки, введены в действие трёхсекционные вагонные замедлители типа РНЗ-2М на первой и второй тормозных позициях по всем 14 подгорочным путям. Нашла своё применение технология осаживания на свободные пути, направленная на повышение безопасности движения поездов.

На станции Липецк производится не только приём, расформирование, формирование и отправление грузовых поездов, но и техническое обслуживание в объёме ТО-1, ТО-2 пассажирских вагонов.

Праздничная дата – 125 лет со дня основания Общества Юго-Восточных железных дорог. Оно приступило к своей деятельности 1 августа 1893 года.

На 1 января 1898-го Общество имело 3798 вёрст рельсовой колеи, 3334 из которых находились в эксплуатации, 14% от этой длины были двухпутными.

Из «Памятной книжки Воронежской губернии на 1908 год» можно узнать, что на ЮВЖД функционировали службы: пути и зданий, тяги и подвижного состава, эксплуатации, телеграфа, врачебная. Плюс отделы: статистический, товарно-коммерческий и мобилизационный. А также юрисконсульство, центральное счетоводство, материальная, пенсионная части и др.

Структура, с известными отступлениями, сохранена и поныне.

Открытие в 1868 году железнодорожного сообщения от Грязей до Ельца качественным образом повлияло на дальнейшее развитие экономических реалий в стране.
Виктор Минаков
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31