01 апреля 2020 20:45

01 апреля 2020 20:45

Верность призванию

Без малого полвека Григорий Теплов отдал строительному делу на железной дороге.
теплов.jpgК работе на ЮВЖД он приступил в 17 лет, в 1925-м, а завершил её в начале 70-х годов прошлого века. За плечами – 46 лет безупречной деятельности.

В первых рядах

В номере от 6 июля 2018 года материал «На мирные рельсы» рассказал о работе сотрудников дороги в первые месяцы 1943 года. Тогда в освобождённые от фашистов районы возвратились многие юговосточники и взялись за восстановление разрушенного хозяйства. Среди восстановителей из числа руководящего состава упоминалось имя начальника жилищного отдела ЮВЖД Григория Теплова.

Григорий Теплов родился 18 января 1908 года в посёлке Зверево Каменской области. Отец – железнодорожник: ремонтный рабочий, товарный кассир.

Именно Каменская область упоминается в автобиографии, написанной Тепловым в 1956 году. Трудно сказать, почему так произошло, но в начале XX века такой административно-территориальной единицы не было. Каменская область существовала короткий период времени – в 1954-1957 гг.

Первая ступень служебной лестницы – списчик вагонов. Обязанности лёгкими не назовёшь. Но первый железнодорожный опыт, полученный в юном возрасте, помог определиться с выбором дальнейшей профессии.

С сентября 1925-го он осваивал специальность техника-строителя в Елецкой профессионально-технической школе НКПС (так назывался железнодорожный техникум). Три года учёбы пролетели быстро – и вот Теплов уже техник Сулинской дистанции пути. Затем, вплоть до 1933 года был смотрителем зданий на станциях Сулин и Лихая.

Впоследствии он занимал посты начальника ремонтно-строительного участка, инженера Лиховской дистанции пути, производителя работ, помощника начальника Поворинской дистанции пути по гражданским сооружениям.

По пути преобразований

До начала 30-х годов подразделения, которые отвечали за содержание зданий и сооружений, входили в службу ремонта пути и зданий. В штатном расписании службы значилась должность смотрителя зданий (помощника начальника дистанции по гражданским сооружениям). Именно на этих должностях в ту пору находился Григорий Теплов.

14 мая 1936 года нарком путей сообщения Лазарь Каганович подписал приказ, в соответствии с которым начальники служб пути и дистанций пути освобождались «от всех работ и обязанностей, не связанных с содержанием пути и выполнением путейской программы, а также для улучшения руководства и обслуживания жилищного хозяйства железнодорожного транспорта». Исключение составляло содержание и ремонт зданий самих служб пути.

Одновременно, по приказу НКПС, в управлении ЮВЖД создавался жилищный отдел (НЖ), которому подчинялись жилищно-ремонтные конторы (НЖЧ) и домоуправления.

Так, в июне 1936 года Теплов возглавил Поворинскую жилищно-ремонтную контору, а через три года – Воронежскую.
В 1940-м он уже руководил жилищным отделом ЮВЖД. Свою должность занимал до декабря 1947-го, когда встал у руля службы зданий и сооружений (НГС), став первым руководителем образованной структуры.

А преобразования не закончились. В соответствии с приказом заместителя начальника ЮВЖД на базе существовавших линейных жилищно-ремонтных контор (Лихая, Россошь, Лиски, Поворино, Ртищево, Воронеж) организовались дистанции зданий и сооружений (НГЧ).

В 1958 году служба зданий и сооружений вошла в состав службы пути, зданий и сооружений как отдел гражданских сооружений, а с 1960-го – как отдел эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства.

В 1961 году из этого вновь была образована самостоятельная служба зданий и сооружений управления ЮВЖД. Через пять лет вышеназванная была переименована в службу гражданских сооружений, а дистанции стали называться дистанциями гражданских сооружений.

Из когорты достойных 

На долю начальника жилищного отдела, а затем службы зданий и сооружений выпала непростая ноша. Ещё не выветрился запах от пепелищ, а на ЮВЖД начали возвращать к жизни пострадавшее от войны хозяйство, включая жилой фонд. Приходилось нелегко в силу недостатка техники, материалов. Помогала смекалка, инициатива, а также умелое использование так называемых местных ресурсов. 

К примеру, с хорошим начинанием выступил начальник Россошанской жилищно-ремонтной конторы Поляков. Ему принадлежала идея об организации в Чертково литейной мастерской. Результат – обеспечение в значительной мере потребности дороги в печных приборах, то есть топочных и поддувальных дверках, колосниковых решётках, колосниках. 

Самому Теплову поручалось составление графика работ по вводу в эксплуатацию ряда зданий в Воронеже (для управленцев, связистов, под жильё). К осени 1943 года эти объекты приняли своих законных хозяев. 

В его личном деле, которое хранится в дорожном архиве, имеется «аттестация за период с мая месяца 1944 г. по май месяц 1945 г. на начальника жилищного отдела Юго-Восточной железной дороги тов. Теплова Григория Терентьевича». Она подписана начальником дороги Левченко и его заместителем Гудковым. В документе указано, что Теплов провёл «большую работу по восстановлению жилого фонда дороги, разрушенного немецкими оккупантами». Соответствующий план за 1944 год выполнен на 112,4%, а за первый квартал 1945 – на 40%. «Начальник НЖ хорошо знает дело жилищного строительства и обладает необходимыми организаторскими способностями». Выводы – «занимаемой должности соответствует».

К 1945-му Теплов дважды награждён знаком «Почётному железнодорожнику», в 1944-м – знаком «Отличный восстановитель». Работу увенчали медали: «За трудовую доблесть» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

В 1958-м Теплов был назначен начальником отдела гражданских сооружений – заместителем начальника службы пути, зданий и сооружений ЮВЖД. Спустя год – заместителем начальника службы пути, зданий и сооружений по гражданским сооружениям. 

Вплоть до ухода на заслуженный отдых в 1971-м он был начальником службы зданий и сооружений ЮВЖД. Телеграмма из МПС об освобождении его от должности, с объявлением благодарности за добросовестную работу на железнодорожном транспорте, пришла 12 августа.

Испокон железнодорожное дело не представить без специалистов, которые не только осуществляют техническое содержание различных зданий и сооружений, но и ремонт этих объектов. Григорий Теплов из этой когорты достойных и незаменимых.
Виктор Минаков
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31