14 октября 2019 04:03
фото: из архива газеты «Вперёд»

С чувством законной гордости

Как отмечался профессиональный праздник на Юго-Восточной магистрали.
Газета «Вперёд» всегда большое внимание уделяла рассказу о делах и событиях, приуроченных к красному дню железнодорожного календаря.

Напомним, с 25 по 30 июля 1935 года в Москве прошло совещание работников железнодорожного транспорта. На приёме его делегатов в Кремле Генеральный секретарь ЦК ВКП (б) Иосиф Сталин отметил особую роль каждого железнодорожника в транспортном механизме Советского Союза, от рядового работника до наркома:

«Все велики, все значительны, ибо транспорт является конвейером, где важна работа каждого работника, каждого винтика».

Через год, согласно постановлению ЦИК СССР от 28 июля 1936-го за подписью председателя ЦИК СССР Михаила Калинина, это торжество решено было отмечать на постоянной основе.

В документе, заверенном председателем ЦИК СССР Михаилом Калининым и исполняющим обязанности секретаря ЦИК Союза ССР Иосифом Уншлихтом, подчёркивалось, что удовлетворяется просьба «рабочих и служащих Сталинской, Донецкой, Октябрьской, Казанской, имени Л.М. Кагановича и др. железных дорог об установлении ежегодно в годовщину приёма железнодорожников руководителями партии и правительства – 30 июля – Всесоюзного дня железнодорожного транспорта Советского Союза».

Спустя несколько лет постановлением СНК СССР от 9 июля 1940 года было принято решение «установить празднование Всесоюзного дня железнодорожника в первый выходной день (воскресенье) августа».

Обратимся к некоторым номерам газеты «Вперёд» прошлых лет, чтобы узнать, какими делами встречали в разные годы свой профессиональный праздник юговосточники.

30 июля 1938 года «дорожка» вышла с портретами двух руководителей: Советского государства – Сталина и Наркомата путей сообщения – Кагановича.

Рисунок на первой полосе, вместе с полутора десятками информаций, венчала газетная шапка «Да здравствует Всесоюзный день железнодорожного транспорта!».

Часть вестей об успехах в продвижении тяжеловесных поездов машинистов паровозов депо Грязи, Новохопёрск и Россошь.

Сообщалось, что Винокуров (Грязи) провёл в июне и июле более 20 тяжеловесных составов «весом в 2500-2700 тонн без толкача, нагнав от Грязей до Мичуринска 26 минут».

Его примеру последовал Михеев, который на том же участке провёл состав, потянувший уже на 3200 тонн, и нагнал в пути восемь минут.

Но и этот показатель не окончательный: Сибирко (Россошь) не спасовал перед поездом весом 4018 тонн и без нарушения графика доставил его в пункт назначения.

В номере за 5 августа 1948 года газета привела любопытные подробности, касавшиеся празднования Дня железнодорожника.

В Воронеже центром торжеств стал парк культуры и отдыха им. Л.М. Кагановича (ныне – Воронежский центральный парк):

«В 2 часа дня на площади у центральной эстрады состоялся общегородской митинг.

Доклад о Сталинском дне железнодорожника сделал заместитель начальника дороги т. Кудзаев.

С огромным подъёмом принимается приветственное письмо великому вождю товарищу Сталину.

Митинг окончен. На эстраде один за другим выступают коллективы художественной самодеятельности.

До поздней ночи длилось гулянье в парке».

Праздник пришёл и в Лиски. Здесь также состоялся общегородской митинг. На нём выступил «начальник отделения дороги Герой Социалистического Труда тов. Лысенко».

Можно легко представить, о чём говорил в тот момент сослуживцам уважаемый руководитель.

В годы лихолетья он вместе с ними, плечом к плечу, образцово выполнял задания правительства и военного командования.

Сейчас же, когда отгремели бои, опираясь на поддержку людей, по-ударному занимался восстановлением разрушенного фашистами хозяйства Лискинского отделения.

3 августа 1958 года газета «Вперёд» рассказала о новоселье, наступившем накануне Дня железнодорожника для 36 семей работников узла Лихая («лучшего подарка и ждать не приходится»).

«Среди новосёлов слесарь-автоматчик т. Забабурин. Его семья состоит из 7 человек, в том числе 5 детей. Раньше она жила на частной квартире, в тесноте, без элементарных удобств. Сейчас в её распоряжении 2 комнаты, кухня, ванная, водопровод, сарай с погребом…

Если год назад при распределении жилья местком станции Лихая не занимался вопросом увеличения жилой площади квартиросъёмщикам, то сейчас совсем другое дело.

Прибавилось, скажем, у передового сцепщика т. Касымова семья – ему говорят руководители станции и профорганизации:

– Довольно тебе жить в тесноте, переезжай в более просторную квартиру».

5 августа 1978 года газета «Вперёд» вышла на восьми полосах под красочной шапкой: «6 августа – Всесоюзный День железнодорожника. С праздником, дорогие товарищи!».

Номер открывался статьёй исполняющего обязанности начальника Юго-Восточной железной дороги Анатолия Голиусова «Больше, быстрее, с меньшими издержками».

Выражая благодарность коллегам за успешный труд, руководитель подчеркнул, что во втором году пятилетки (X пятилетка охватывала 1976-1980 годы) «123 труженика нашей магистрали награждены орденами Трудовой Славы III степени, медалями «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие», а 4400 человек отмечены знаком «Победитель социалистического соревнования»:

«Искусными мастерами своего дела показали себя и завоевали звание лучших по профессии машинисты депо Георгиу-Деж Алексей Иванович Гоголев, Лихая – Иван Васильевич Будко, участковый диспетчер Георгиу-Дежского отделения Василий Афанасьевич Костюченко, станционный диспетчер ст. Тамбов-I Виктор Георгиевич Фёдоров, составитель поездов ст. Поворино Николай Иванович Зенкин, слесарь по ремонту тепловозов депо Воронеж-II Валентин Васильевич Кулигин».

Говоря об эффективности использования подвижного состава, оборудования, машин и механизмов, Анатолий Голиусов отметил, что экономия одной минуты рабочего времени в масштабе дороги равнозначна труду 120 человек в течение дня, а снижение лишь на 1% затрат топлива и электроэнергии позволяет за год сэкономить 4 тыс. тонн дизельного топлива и 25 млн кВт∙ч.

«Если уменьшить простои вагонов на технических станциях на 10 минут, то для дополнительных перевозок будет высвобождено из парка дороги более 600 вагонов в сутки».

Эти слова и идеи не потеряли своей значимости и актуальности.

Добрые традиции, связанные с освещением праздничных событий и торжеств Дня железнодорожника в газете «Вперёд», живы и сегодня.
Виктор Минаков
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31