23 августа 2019 20:28
фото: архив газеты "Вперёд"

Богатая история провинциальных станций

В преддверии Дня железнодорожника станции Грязи-Воронежские и Грязи-Орловские собираются отметить 150 день рождения.
Торжественные мероприятия намечены на завтра, 2 августа. А пока вспомним наиболее интересные факты из истории станций.

Железнодорожное движение на линии Рязань – Козлов (Мичуринск) открылось 4 сентября 1866 года. Тогда же заложили первый камень на месте будущей станции Грязи-Воронежские. Первый вокзал здесь построили в январе 1868 года: он представлял собой деревянный дом с мезонином II класса. На первом этаже размещались общий зал I и II классов, телеграф, багажная, буфет, кухня, кассы, на втором – квартира начальника станции. Однако почти сразу стало ясно, что здание слишком маленькое для железнодорожного узла, который к лету 1868 года обслуживал Козлово-Воронежскую и Елецко-Грязинскую железные дороги. Поэтому уже в 1870-м к действующему дому добавили одноэтажную деревянную постройку, увеличив площадь в два раза. Тем не менее для пассажиров и новый вокзал был неудобен.

К 1875 году количество путей на Грязях-Воронежских увеличилось за счёт прокладки дополнительных. Тогда в Петербурге уже создавали проект нового вокзала. Строительство началось не на месте старого здания, а рядом, что потребовало перепланировки путей. Работы завершили в начале 1883 года.

Император Александр II назвал новый вокзал одним из лучших на всей железнодорожной сети России. В ночное время здание освещалось сотнями газовых рожков. Для этих целей поблизости построили газовый завод.

Вокзал видел на своём веку немало знаменитостей. Здесь бывали Глеб Успенский, Максим Горький, Георгий Плеханов. Лев Толстой любил там пить чай. Несколько раз вокзал принимал лауреата Нобелевской премии Ивана Бунина, приезжавшего повидать сестру Марию Алексеевну, бывшую замужем за помощником машиниста Ласкоржевским.

В 1905 году грязинские железнодорожники поддержали всероссийскую политическую стачку. Особенно активно вели себя телеграфисты, которые принимали и моментально распространяли телеграммы от рабочих и служащих других станций, призывы к объединению, борьбе «за право и свободу».

В здании вокзала неоднократно проходили собрания и митинги, здесь заседал забастовочный комитет. 12 декабря 1905-го 20 активных участников забастовки были арестованы. Среди них находились и делегаты, вернувшиеся из Воронежа (там проходил съезд Юго-Восточного железнодорожного союза, в котором участвовали грязинцы).

В годы Великой Отечественной войны на станцию Грязи сбросили 351 бомбу, 189 жителей города и района погибли, ещё 369 были ранены во время бомбардировок объектов железнодорожного узла.

В 1984 году здесь открыли подземный пешеходный переход (прежде был надземный). Тоннель строился методом продавливания, что позволило не останавливать движение поездов. По некоторым данным, кривизна и дополнительная лестница примерно на полпути объясняется ошибкой маркшейдеров. Переход соединяет платформы станции с автовокзалом и одной из центральных площадей Грязей.

Что касается станции Грязи-Орловские, то её история не столь богата. Эта узловая станция расположена у южной границы бывшего села Таволжанка. От неё отходят соединительные ветки на волгоградское и ростовское направления (последняя используется поездами, следующими на юг без заезда на станцию Грязи-Воронежские).

Станция Грязи-Елецкие (таково было прежнее название) начала строиться в 1867 году одновременно с работами на линии Грязи – Елец. Открыта в 1868-м вместе со всей линией. На Грязях-Елецких находились локомотивное здание, деревянные открытая и крытая платформы, а также жилой дом. Кстати, локомотивное депо стало первым зданием будущего мотовозоремонтного завода – старейшего предприятия Грязей.
Наталия Третьякова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31