08 декабря 2019 19:20

08 декабря 2019 19:20

фото: Виктор Минаков

Дойти до самой сути

Главный инженер службы вагонного хозяйства умело сочетает практическую и научную деятельность

Представитель Юго-Восточной дирекции инфраструктуры Сергей Зотов в 2016 году получил магистерскую степень и поднялся на новую ступень высшего профессионального образования.
В 1999 году Сергей Зотов окончил Российский государственный открытый технический университет путей сообщения. Постигал знания в РГОТУПСе, совмещая учёбу с обязанностями специалиста вагонного хозяйства. Отсчёт своей биографии на Юго-Восточной ведёт с июля 1991-го, уже более четверти века остаётся верен железнодорожному транспорту, а в сентября 2017 года занял пост главного инженера службы вагонного хозяйства ЮВ ДИ. В своей деятельности ценит творчество, неравнодушие, стремление к поиску.

«Вся моя жизнь фактически связана со стальной магистралью. В 17 лет я пришёл в вагонное депо Кочетовка на должность ученика слесаря-инструментальщика с желанием вырасти в профессионала. Это и стало стартом для выстраивания моей дальнейшей карьеры. После Кочетовки была работа в пассажирском комплексе, в вагонном депо Тамбов. Спустя десять лет стал главным инженером Тамбовского вагоноремонтного завода (ТВРЗ). Там и начались мои изыскания по научной линии», – сообщил Сергей Зотов.

На ТВРЗ на протяжении продолжительного времени фиксировалось немало отказов по буксовому узлу, основной причиной данного отказа был подшипник. Чтобы изменить положение дел, пришлось обратиться в Тамбовский государственный технический университет для установления истинной причины браков. Началось тесное сотрудничество, вылившееся, в частности, в создание научной статьи.

«Статья, факты исследования заинтересовавшей меня темы способствовали получению магистерской степени, углублению специализации. Защищался на кафедре материаловедения и технологии материалов (заведующий кафедрой – профессор Денис Мордасов). Человеку нельзя останавливаться в знаниях, нужно постоянно пополнять свой багаж. Если он перестал это делать, значит, остановился в развитии и не шагает в ногу со временем», – уверен главный инженер службы вагонного хозяйства.

Работа на университетской кафедре дала многое. Сергей увидел пути для самосовершенствования, оценил по достоинству использование практических знаний в научной сфере. В настоящее время наш герой поддерживает отношения с университетом.

Предметом внимания на кафедре ТГТУ Сергей Зотов выбрал актуальную тему – исследование структуры свойств аварийно разрушенных деталей подшипников вагонных букс, нарушения по буксовым узлам, их надёжности и работоспособности – основной вид отказов на сегодняшний день.

«В узлах машин широко применяются крупногабаритные подшипники различных типоразмеров и конструкций. Их повреждения могут привести к незапланированной остановке технических устройств и значительным экономическим потерям. В результате исследований преждевременно разрушенных подшипников буксового узла была изучена их микро- и макроструктура, установлен химический состав, механические и магнитные свойства. Здесь очень большое значение имеет технология: если ремонтник нарушил её в ходе ремонта или изготовления, жди последствий в виде серьёзного отказа», – ввёл в курс дела главный инженер.

Он рассказал, что совместными усилиями удалось выяснить причины образования эрозионных повреждений:

«Характерными признаками электроэрозионных повреждений были сильная остаточная намагниченность деталей; треки, ветвящиеся или прямые неглубокие (до 0,2 мм) отпечатки электрического разряда на поверхностях деталей; отпечатки на поверхности контуров прилегающей детали; наличие прижогов на поверхностях деталей в виде точечных углублений, покрытых чёрным налётом продуктов высокотемпературного окисления масла, и др. Так, через наружное кольцо переднего подшипника, упорного кольца и внутреннего кольца подшипника проходил электрический ток, а области эрозии – это электроожоги. Причиной разрушения подшипника было прохождение через него электрического тока. Это приводило к локальным повреждениям деталей, накоплению продуктов эрозии и износа в рабочей области качения, нарушению масляного слоя (в том числе за счёт нагрева проходящим током и наведёнными вихревыми токами), изменению режима работы подшипника от качения к скольжению, выгоранию сепаратора».

В своё время на ТВРЗ осуществили успешную попытку улучшить качество ремонта, пересмотрев технологический процесс и установив жёсткий контроль за его соблюдением.

«Намагничивание – следствие воздействия электрических токов. Изменив технологию ремонта вагонов, завод значительно снизил количество случаев брака. Что касается исследований, то результаты проведённых механических испытаний, макро- и микроанализа и магнитных измерений могут быть использованы для корректировки технологии сборки подшипникового узла колёсной пары и идентификации причин выхода подшипников из строя».

В ходе разговора я спросил, может стоит издать исследование в виде брошюры, способной помочь ремонтникам быстрее справиться с проблемой отказов буксового узла. Но Сергей Зотов признался, что о лаврах первооткрывателя речь идти не может, да и незачем. В принципе, всё, что нужно знать, какие шаги предпринять, написано в технологических инструкциях. Эти документы всегда под рукой.

«Новизна статьи заключается в показе, к чему приводит нарушение технологии при ремонте, как и почему это происходит, всё это подано наглядно», – сказал Сергей Зотов.
Виктор Минаков

Элемент не найден!

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31