14 октября 2019 11:39
фото: Дорожный музей ЮВЖД

Железнодорожная смекалка

Труднейшим для коллектива магистрали был период ожесточённых боёв в районе Сталинграда.
Юговосточники обслуживали передовую линию фронта. С 12 июля 1942 года по 1 января 1943 года защитникам города-героя было доставлено 250 тысяч вагонов с воинскими грузами. Только через Поворинский узел пропущено 216 тысяч вагонов с войсками и военными грузами.

Многие прифронтовые станции подвергались интенсивному обстрелу, особенно перегоны Поворино – Сталинград, Балашов – Петров Вал. Большие разрушения наносили вражеские бомбардировщики путевому хозяйству. В результате налёта 10 июля 1942 года на станцию Поворино разрушено 16 приёмоотправочных путей, стрелочные переводы южной горловины, тракционные пути, две секции паровозного депо, телефонная станция.

В годы войны Поворинский ремонтный путевой участок, а затем Поворинскую дистанцию пути возглавляли Филипп Федосов (на фото справа) и Пётр Гайдук (на фото слева). Поворинский ремонтный путевой участок входил в состав Борисоглебской дистанции пути, затем Филоновской и Новохопёрской. В апреле 1943 года создана Поворинская дистанция пути. С 1939-го и до назначения на должность начальника Лискинской дистанции пути Поворинский ремонтный путевой участок возглавлял Филипп Федосов. В этой должности он встретил Великую Отечественную войну. С первых дней грамотно организовал работу.

Самолёты бомбили путь, пытались уничтожить запасы рельсов. Поэтому начальник распорядился рассредоточить рельсы так, чтобы к любому повреждённому участку пути их можно было быстрей доставить. Мало того, рельсы и запасные скрепления закопать, а ремонтникам в случае налёта немедленно ложиться в междупутья. Жертв и потерь стало меньше.

Для эксплуатационных нужд требовалось колоссальное количество строительных материалов, инструмента, запчастей. Под руководством Петра Гайдука рабочая смекалка, инженерная мысль и здесь находили решения очень сложных задач в дистанции пути.

Для укладки пути шли подорванные рельсы: негодные части вырезались, а годные куски шли в дело. Путейцы освоили изготовление накладок из кусков рельсов без применения специального кузнечно-прессового оборудования.

Неоднократно коллектив Поворинской дистанции пути становился победителем социалистического соревнования железнодорожников страны.

За героизм и мужество, проявленные при обеспечении своевременной и полной доставки грузов, коллективу Поворинской дистанции пути на вечное хранение было передано переходящее Красное знамя Народного Комиссариата Путей Сообщения СССР.
Нина Кузнеделева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28