11 декабря 2019 20:18

11 декабря 2019 20:18

фото: Лариса Андрюшина

За ними – новый путь

Чем занимается человек на пенсии? Раскрашивает календари, окидывая взглядом с лоджии город внизу. Смотрит на экран и – в который уже раз – заново переживает судьбу любимого героя. Решает шахматные задачки из учебника, до которого дошли наконец руки.
– Это для себя, – кивает Ильгиз Файзерович – одобряет такое времяпровождение. Почему нет? Заслужил человек, пожил, потрудился. Пусть остановится, отдохнёт.

Но вот ведь какой фокус: если привал «для себя» затягивается, то вернуться на маршрут жизни с каждым днём становится всё труднее. В конце концов приходит мысль: может, и не надо больше трогаться с места?

Ильгиз испытующе заглядывает мне в лицо: шутишь, мол? Он про пути-дороги совсем другого мнения. Собирается с мыслями, чтобы возразить. Но передумывает, однако. Не спеша выдвигает ящик стола и выкладывает в ряд книги: «Путь перелома», «Путь к победе»… 

На обложке каждой – фамилия Нигматулин. Даты выхода – второе десятилетие нового века. Автору близко к семидесяти.

– Я только на пенсии понял, как важно рассказать о времени и о людях, которые в нём жили, – так, как видели и понимали это они сами.

Ильгиз Нигматулин не просто из тех, о которых с уважением говорят: «человек в пути». Он ещё и самый настоящий путеец. 

Династия железнодорожников Нигматулиных – это пять поколений смотрителей рельсового хозяйства. Путевым обходчиком был дед Ильгиза, рабочими на путях работали три его дочери и сын. Сам Ильгиз унаследовал специальность обоих родителей. Все три его дочери и два зятя, а также жена и сын – работники Казанской дистанции пути. Представитель пятого поколения – сын племянницы Альфир – техник околотка. Полтысячи лет – много ли вы знаете фамилий с таким трудовым стажем  на железной дороге?

Про рельсы и шпалы они знают всё. Наверное, даже ещё до рождения. Иначе как генной памятью, пожалуй, и не объяснишь тот факт, что и молодые не раз спасали поезда, оказавшись на перегоне в нужное время и в нужном месте – именно там, где вдруг на стыке проявилась коварная ступенька, «поплыл», выгнувшись от жары, или лопнул на морозе металл.

Ильгиз в той давней своей рабочей жизни ходил по путям почти 40 лет. Ходил и с дефектоскопной тележкой, и с ревизорским молотком. Следил за хозяйством и как дорожный мастер, и как заместитель начальника дистанции по текущему содержанию, и как кадровик. С 1994 года работал начальником Буинской дистанции пути Казанского отделения Горьковской железной дороги.

Казалось бы, хватит. Устал. Развернуться бы – и на ту самую лоджию с календарём и акварелью. Пенсия приличная, почти восемь тысяч рублей добавляет фонд «БЛАГОСОСТОЯНИЕ»… Сделай наконец себе большой привал.

Но в 2008 году, сидя у экрана с давно знакомыми фильмами, он вдруг понял: наотдыхался!

Был, конечно, к этому и особый толчок. Буинская районная администрация обратилась к бывшему начальнику дистанции пути с просьбой помочь издать территориальную энциклопедию.

К кому же было ещё обращаться, как не к Нигматулину, принявшему на себя ответственность за самый непутёвый коллектив России – более тысячи неудовлетворительных километров! – и к началу нового тысячелетия выведшему его в сетевые лидеры.

Ильгиз Файзерович погрузился в изыскательскую работу. Сначала в столичных архивах Татарстана на него смотрели как на обычного пенсионера, который «интересуется от нечего делать». Однако скоро с ним стали с уважением раскланиваться архивные специалисты самого высокого ранга в Национальном и Политическом архивах республики. Историком он оказался дотошным и въедливым, скрупулёзным до мелочей, горящим желанием узнавать, учиться, открывать неизведанное в истории родного края и развитии железнодорожного дела.

Первая книга «Буинск тыловой 1941–1945 годов» вышла к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, её Ильгизу помогла написать Гульнара Латыпова, сотрудница архива. Через год была издана книга «Пути перелома» – о строительстве участка железной дороги Свияжск – Ульяновск. В следующем, 2012-м – «Путь к победе», в 2014-м – «Дорога победы через Буинск».

В каждом последующем литературном труде читатель находил новые документы, открывал для себя неизвестные факты. Автор искал имена первопроходцев, встречался с живыми свидетелями исторических событий.

В день выхода этого номера газеты пройдёт презентация новой книги Ильгиза Нигматулина – «Защитники Сталинграда». Это рассказ о железнодорожниках Казанского региона Горьковской магистрали, принимавших участие в самых кровопролитных боях Великой Отечественной войны.

А под руками у Ильгиза Файзеровича уже свежие рукописи. Он планирует издать труд о том, как была построена в 1942 году организованными в Волжлаг мобилизованными немцами и местными колхозниками станция Буинск. Скоро будет готова к редактированию и повесть о строительстве участка Канаш – Чебоксары, который принял первых пассажиров 75 лет назад. А ещё идёт сбор материала о письмах с фронта…

Привалы? Они, конечно, будут, как без них! Ещё послужит удобное кресло на лоджии. И диски со старыми фильмами – вот они, не запылятся. Но впереди столько интересного! И путь открыт.
Лариса Андрюшина

Элемент не найден!

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28