21 октября 2019 13:43
21 октября 2019 13:43
фото: Сергей Киселёв

Вернутся ли электрички?

Базовая составляющая расчётов с пригородными компаниями предельно прозрачна

На заседании Госсовета губернатор Белгородской области Евгений Савченко причину убытков пригородных железнодорожных компаний обозначил тем, что «80 % затрат этих компаний приходится на платежи за услуги головной компании, которые абсолютно непрозрачны».
Различные аспекты этой проблемы стали одной из основных тем обсуждения на II Съезде региональных журналистов.

Перевозчиком пассажиров на пригородном полигоне Юго-Восточной железной дороги, в том числе и в Белгородской области, является открытое акционерное общество «Пригородная пассажирская компания «Черноземье». За 2011 – 2013 годы семь регионов задолжали компании 3,2 млрд рублей компенсации выпадающих доходов от перевозок пассажиров в пригородном сообщении.

На сегодняшний день 28 регионов России не обеспечивают и 50 % компенсации потерь в доходах от пригородных перевозок железнодорожным транспортом. В нынешнем году в Белгородской области предусмотрена компенсация в размере 6 %, по этой причине уже отменено 44 пригородных поезда.

Главной причиной сложившейся ситуации стало несогласие правительства Белгородской области с расчётом выпадающих доходов, которые предоставляет ОАО «ППК «Черноземье». В апреле 2013 года на пресс-конференции начальник департамента строительства, транспорта и ЖКХ региона Николай Калашников сообщил, что, как следует из документов перевозчика, 80 % расходов приходится на аренду подвижного состава. Однако полную детализацию этих расходов, по словам Николая Васильевича, представители перевозчика отказываются предоставить. «Мы не можем компенсировать того, чего не видим», – отметил руководитель профильного департамента.

«В результате реформы «РЖД» выделились компании по пригородным пассажирским перевозкам – всё замечательно, но компенсацию убытков от их работы перекладывают на регионы, а убытки – оттого, что 80 % затрат этих компаний приходится на платежи за услуги головной компании, которые абсолютно непрозрачны», – заявил губернатор Белгородской области Евгений Савченко, выступая на заседании Госсовета, который состоялся 18 сентября 2014 года в Кремле.

Как было отмечено во время работы II Съезда региональных журналистов, ОАО «РЖД» оказывает пригородным компаниям два основных вида услуг: предоставление инфраструктуры и аренды подвижного состава с локомотивными бригадами. Ставка предоставления услуг инфраструктуры определена приказом Федеральной службы по тарифам РФ после тщательной проверки. «Это государством установленная цена», – заметил начальник центра корпоративного управления пригородным комплексом ОАО «РЖД» Максим Шнейдер.

По его словам, что касается второй базовой составляющей – услуг аренды подвижного состава с локомотивными бригадами, то она тоже предельно прозрачна. Практически во всех субъектах РФ было принято решение утвердить единую методику расчёта ставок аренды. Исходные данные для расчётов берутся из официальной отчётности «РЖД» – так называемой формы бухгалтерской отчётности 7-У, утверждённой приказом Минтранса РФ.

Всего, как рассказал Максим Шнейдер, общий пакет на расчёт компенсации состоит из более 300 документов. По его мнению, адекватность отражения расходов в данной отчётности подтверждена не только внутренними контрольными подразделениями компании «РЖД», но и независимой аудиторской компанией.

«Разговоры о «непрозрачности» ведутся не первый год, усложняя взаимодействие между субъектами, перевозчиками и «РЖД». В конечном итоге ухудшается уровень транспортного обеспечения населения той же Белгородской области», – отметил начальник центра корпоративного управления пригородным комплексом «РЖД».

Выступая на съезде, представитель руководства компании рассказал о возможном варианте покрытия федеральным центром расходов региональных бюджетов на возмещение убытков пригородных компаний. «Для этого региону необходимо обратиться с заполненной заявкой на сбалансированность своего бюджета. Мы неоднократно обсуждали этот вопрос в Министерстве финансов РФ и получили чёткое разъяснение замминистра Андрея Иванова о том, что регионы не подают заявку на потребность субсидирования», – рассказал Максим Шнейдер.

Также он прокомментировал отказ заключить договор аренды с «Межрегиональной пассажирской компанией», которая планировала организовать движение пригородных поездов на территории Белгородской области. «Межрегиональная пассажирская компания» была создана в 2009 году в Саратовской области и в число её учредителей ОАО «РЖД» не входит. Отказ «РЖД» от заключения договора с ней получил огласку благодаря вниманию со стороны антимонопольной службы России.

До 25 июля 2014 года по предупреждению антимонопольщиков компания «РЖД» должна была заключить договор аренды подвижного состава с «Межрегиональной пассажирской компанией», но не сделала этого. По мнению федерального ведомства, уклонение от заключения договора аренды подвижного состава для пригородных перевозок содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства.

«Эта компания хотела взять в аренду рельсовые автобусы, которые уже находились в аренде у другой компании», – рассказал начальник центра корпоративного управления пригородным комплексом ОАО «РЖД» Максим Шнейдер в рамках работы II Съезда региональных журналистов.

По причине постоянной отмены пригородных поездов в самой Саратовской области деятельность «Межрегиональной пассажирской компании» вряд ли заслуживает высокой оценки.
Галина Мостипан

Элемент не найден!

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31