22 октября 2019 09:36
22 октября 2019 09:36
фото: Архив «Гудка»

Нарушил закон – в Сибирь!

А началось всё с Правил технической эксплуатации железных дорог

История формирования нормативных требований по основам безопасности движения поездов в России начинается со второй половины ХIХ века.
Требования по обеспечению безопасной эксплуатации железных дорог излагались в постановлениях, распоряжениях, указаниях Министерства путей сообщения, а также в циркулярах техническо-инспекторского комитета железных дорог. Такие постановления издавались и отдельными сборниками, печатались в «Журнале путей сообщения» (ныне «Железнодорожный транспорт»), «Вестнике МПС», указаниях правительственных распоряжений по МПС.

Основы организации тягового хозяйства и эксплуатации локомотивов на железных дорогах России были заложены в 1851 году, то есть с открытием для общего пользования Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороги.

Вопросы технической эксплуатации нашли отражение и в уставах железных дорог. Например, в 1856 году в полном издании законов Российской империи был помещён Устав общества Петергофской железной дороги. Позднее начали издаваться уставы всех строящихся в России железных дорог, каждая из них имела свой свод правил. В 1885 году был утверждён «Общий устав железных дорог Российской империи». В последующие годы он неоднократно переиздавался с изменениями и дополнениями.

В 1863 году был учреждён специальный комитет для разработки «Положения об эксплуатации паровозных железных дорог». Проект был составлен и в 1865 году вышел отдельной книгой.

Положение определяло общий порядок составления поездов, организации их движения, а также правила содержания пути и подвижного состава. Дополнительно были разработаны приложения: «О наказаниях за нарушение постановлений об эксплуатации железных дорог», «Правила безопасности при устройстве паровозных котлов» и «Правила перевозки легковоспламеняющихся грузов». Основные положения проекта были использованы в дальнейшем при составлении Правил технической эксплуатации железных дорог (ПТЭ).

Первые ПТЭ были введены постановлением министра путей сообщения России Константина Посьета от 27 июня 1883 года. В дальнейшем они пересматривались и утверждались вновь в феврале 1889 и июне 1891 года. Ещё одна, новая редакция появилась 19 марта 1898 года.

Основу этого документа, регламентирующего безопасную работу отрасли, составляют единые нормативные требования, распространяющиеся на всю сеть. После рассылки циркуляра или инструкции на конкретную дорогу аппарат управления на основании документа разрабатывал правила и инструкции, применимые к специфическим условиям собственной дороги. Подписывался документ лично начальником дороги. Такая практика сохранилась и сегодня.  

В музее истории Куйбышевской магистрали сохранились редкие документы МПС начала ХХ века. Например, инструкция паровозным машинистам и их помощникам Самаро-Златоустовской железной дороги, утверждённая начальником дороги 28 ноября 1912 года. А также инструкция кондукторам-тормозильщикам, расписывающая порядок определения на службу, ответственность и технологию наблюдения за правильностью и безопасностью движения поездов.

Примечательно, что в разделах инструкций, касающихся безопасности движения поездов, отмечены ссылки не только на Правила технической эксплуатации железных дорог, но и на Уложение о наказаниях уголовных и исправительных, утверждённое императором Николаем I в 1845 году и вступившее в силу 1 мая 1846 года. А также на отдельные указы правительства, касающиеся железнодорожного транспорта.

К примеру, в инструкции паровозным машинистам и их помощникам даны извлечения из Свода законов уложения. «Если управляющий паровым двигателем транспорта на железной дороге в случае угрожающей транспорту опасности не будет стараться всеми от него зависящими средствами спасти транспорт и сам, оставив оный, убежит, пока в транспорте будут находиться пассажиры, то он за сие подвергается: лишению всех особенных, лично и по состоянию присвоенных прав и преимуществ и ссылке на житьё в Сибирь или отдаче в исправительные арестантские отделения по первой степени 31-й статьи сего уложения».
Дмитрий Попов

Элемент не найден!

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31