Новости

Реклама

Депо потомственных машинистов

Юбилеи | Среда | 17.07.2019 | 12:34
 
Эксплуатационному локомотивному депо Агрыз Горьковской дирекции тяги в середине июня исполнилось 100 лет
Депо потомственных машинистов
фото: АРХИВ ГЖД
Тогда линию, где расположено депо, называли Казанбургской. И прокладывали её в непростые времена. Магистраль от Казани до Екатеринбурга должна была кратчайшим путём соединить Москву, Среднее Поволжье с Уралом и Сибирью. Первая треть пути от Казани – около 300 км – заканчивалась в проекте опорной станцией Агрыз с ответвлением к Ижевскому и Воткинскому заводам. В доселе мало кому известном татарском ауле с кривыми улочками, двумя медресе и запланировали мощное депо.

Стройка началась в 1914 году и из-за Гражданской войны затянулась. Линию тогда взрывали и белые, и красные. Однако после того, как в Агрызе сгорел деревянный «паровозный сарай», где чинили временно прикомандированные сюда локомотивы, было решено: пора возводить каменный корпус с мастерскими. Строителями стали обедневшие татарские крестьяне, пленные немцы и австрийцы. И депо приняло паровозы летом 1919 года.

Деповчане сохранили имя первого местного машиниста – Тимофея Старочкина. А имя одного из первых ремонтников – токаря Михаила Ометова – носит улица, на которой стоит депо. Его выбрали председателем цехкома. Когда фронт приблизился к Агрызу, 190 деповчан во главе с Ометовым влились в дивизию Азина. Раненный в бою Ометов попал в плен и был замучен белыми. Депо построило тогда и свой бронепоезд «Свободная Россия», который воевал на ещё не введённой в ту пору в эксплуатацию Казанбургской линии. А дальше агрызским локомотивщикам предстояло ещё разбирать руины, возвращая к жизни хозяйство. Весной 1920-го паровозные бригады сумели провести в сторону Казани несколько эшелонов, которые доставили в голодающую Москву миллионы пудов хлеба. А ситуация казалась безнадёжной: все паровозы сломаны, топлива почти не было. Слесари работали сутками, а паровозники сами заготовляли дрова, чтобы спасти столицу.

И только после всех этих событий начались обычные трудовые будни предприятия: по магистрали открылось «правильное движение», как говорилось тогда. В 1924 году депо впервые получило новые паровозы Ку и Эр.

С первых лет депо Агрыз было на хорошем счету на Московско-Казанской железной дороге. В 1930-х страна знала паровозника, депутата Верховного Совета Митрофана Крылова, а Иван Сорокин и Николай Баранов были удостоены звания «Лучший машинист Советского Союза».

В годы Великой Отечественной войны депо Агрыз отправило на фронт свыше 230 своих производственников. Локомотивные бригады по 50 часов не уходили с паровозов. Машинистами стали женщины: Асия Валеева, Анна Кузнецова, Мария Петрова, Анна Тараскина, Таисия Старочкина. В сентябре 1941 года в депо поступил военный заказ на строительство бронепоезда. Работы шли круглосуточно. Уже через четыре месяца крепость на колёсах «Василий Чапаев» вошла в состав 46-го отдельного дивизиона бронепоездов. К фронту поезд повёл машинист Павел Кустарников с помощниками Геннадием Жевлаковым, Гайнигимом Павшервановым, кочегаром Александром Батаевым. «Василий Чапаев» участвовал в Сталинградской битве, освобождал Ростов, Харьков, Ровно, Краков.

Многое изменилось в депо в послевоенные годы. В 1958-м машинисты Иван Морозов, Николай Киселёв, Иван Семичев повели из Агрыза первые поезда на тепловозах ТЭ3. За короткий срок здесь подготовили для этого кадры, построили пункт технического обслуживания (ПТО) тепловозов и цех малого периодического ремонта и ТО-3. А вскоре парк пополнили и магистральные, и маневровые тепловозы новых моделей. Многое для освоения новой техники сделал в ту пору главный инженер, а впоследствии начальник депо Василий Каледин. Его инициативой стало создание комнаты боевой и трудовой славы – агрызские локомотивщики сильны своими традициями, он всегда хотел, чтобы ими гордилась приходящая в депо молодёжь.

А как было бы без них в 1980-х годах, когда жизнь предприятия снова существенно изменилась. Агрыз стал настоящим перекрёстком. Он дополнился четвёртым направлением – на юг, новым плечом для локомотивов – до станции Круглое Поле, рядом с которой вырос огромный заводской город Набережные Челны. В 1983 году молодой машинист Александр Еникев повёл в рейс первый в депо электровоз. Магистраль Москва – Казань – Свердловск участок за участком становилась электрифицированной. Другие скорости, другой вес поездов открывали новые возможности перевозок. Но снова требовали переподготовки кадров, развёртывания дополнительных технологических линий, строился электровозный ПТО, цеха ТР-2 и ТР-3. Ну а положение на перекрёстке обязывало депо позаботиться и о новом удобном доме отдыха локомотивных бригад со столовой, и это тоже было сделано.

В наступившем веке агрызцы освоили пассажирские тепловозы ТЭП70БС. Удлинились плечи для вождения пассажирских поездов: теперь бригады ведут их не до Казани и Красноуфимска, а до Дружинина и Канаша, а это более 400 км. Выигрыш – рост скорости и существенное сокращение эксплуатационных расходов. Весной агрызцы первыми в Горьковской дирекции тяги получили и освоили десять отечественных грузовых тепловозов 2ТЭ25км. Эта техника идёт на смену старым магистральным локомотивам.

Сегодня в эксплуатационном локомотивном депо Агрыз трудятся свыше 1,2 тыс. человек. В большинстве это потомственные железнодорожники, чьи деды и прадеды вели первые поезда по земле Татарстана и Удмуртии.

Николай Морохин,
соб. корр. «Гудка»
Нижний Новгород

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений
Еще по теме

Дом открытых дверей
Юбилеи
Среда | 21.08.2019 | 12:18
Сила Силова
Юбилеи
Понедельник | 22.07.2019 | 12:09

Человек дела
Юбилеи
Среда | 17.07.2019 | 12:32

Cегодня в СМИ