Новости

Реклама

Минпромторг утвердил программу импортозамещения в отечественном авиастроении

Минпромторг утвердил программу импортозамещения в отечественном авиастроении

В Министерстве промышленнности и торговли утвердили план мероприятий по импортозамещению в отрасли отечественного гражданского авиастроения
Минпромторг опубликовал список компонентов, используемых отечественными авиастроителями, которые возможно заменить уже сейчас. Так, например, согласно утвержденному плану, в 2015—2016 году произойдет замена радиотехнической системы ближней навигации и метеолокатора в самолете ИЛ-96, а также контакторов и насосов на вертолетах Ка-32. Кроме того, оказалось, что некоторые краски, которые используются в авиастроении, производятся из импортных компонентов, хотя их вполне можно выпускать уже сейчас из материалов российского производства. 

Больше всего импортных компонентов, как выяснилось, у самолета Ту-214 и по большей части по мелочам — антенны, бортовой магнитофон, радиомаяки, различные реле… Все это в соответствии с планами Минпромторга можно заменить на отечественную продукцию в течение 1—3 лет. А вот в производстве Sukhoi Superjet 100 используются импортные итальянские кресла, стекла, произведенные за рубежом, да и общая отделка салона совсем не отечественная — предполагается, что до 2018 года доля российских компонентов в SSJ 100 составит примерно 70—100%. 

Однако некоторые контрактные обязательства отдельных авиастроителей существенно повлияли на программу по импортозамещению. Так, например, двигатель в отечественном вертолете Ка-226Т выпускается французской компанией Turbomeca. Причем договор на поставку был заключен не так давно, а буквально на днях вертолет с этим двигателем был сертифицирован в Межгосударственном авиационном комитете (МАК). А дело в том, что у производителя воздушных судов есть контракт на поставку для ВВС Индии почти 200 Ка-226Т в морской и горной модификациях. Одним из условий контракта как раз и является оборудование вертолетов французскими двигателями. А по плану Минпромторга, заменить их на отечественные собираются через восемь лет — именно тогда российские авиастроители должны полностью выполнить свои обязательства перед индийскими военными. 

Программа импортозамещения в российской промышленности дошла и до отечественного авиастроения. Согласно документу, начата разработка проектов необходимых нормативно-правовых актов, а также поиск потенциальных производителей деталей в Российской Федерации. Кроме того, предусмотрена финансовая поддержка программы из федерального бюджета через Российский фонд  технологического развития. В общей сложности из отечественных деталей планируется собирать четыре российских самолета и восемь вертолетов. Примерно через 2—3 года они должны состоять почти полностью из компонентов отечественного производства. Соответствующий приказ об утверждении плана мероприятий, которые бы способствовали замене деталей зарубежного производства, используемых в российских самолетах и вертолетах, подписал министр промышленности и торговли России Денис Мантуров. 


Вообще, нужно отметить, что о полном замещении импортных деталей речи не идет. В соответствии с утвержденным планом должно измениться соотношение компонентов в российской авиации в пользу отечественных. 
  
Мы попросили прокомментировать ситуацию, которая может сложиться в российском авиастроении, главу аналитической службы отраслевого агентства "Авиапорт" Олега Пантелеева. 
  
"Ту-214 и Ил-96 производятся исключительно в интересах госструктур. Импортозамещение там — вопрос безопасности. При этом негативным будет являться фактор малой серийности продукции — нужно будет освоить что-то, что будет воспроизведено в количестве десятка-другого штук, да и то при хорошем стечении обстоятельств. Так что вопрос применительно к этим самолетам в том, сможет ли промышленность освоить выпуск номенклатуры за умеренные деньги, и при этом не понести убытки.  Что касается SSJ 100 и МС-21, то, по мере того как в России появляются производители, способные выпускать продукцию, сертифицируемую по европейским нормам, они смогут претендовать на участие в этих гражданских программах: Минпромторг готов оказать им всестороннюю поддержку", — рассказал эксперт. 

По словам Пантелеева, главными вопросами сегодня являются наличие таких производителей (заводы есть, но на многих система менеджмента качества не сертифицирована, продукция не сертифицирована, и т.д.) и соотношение цены и качества. По мнению эксперта, если сейчас ориентироваться только на российские программы, то невозможно обеспечить высокую серийность продукции и, как следствие, не удастся "разложить" постоянные издержки на большое количество изделий. Это препятствие на пути снижения себестоимости продукции и ее цены.

Александр Фролов
03 апреля 2015
Киев требует миллионы от российских авиакомпаний
Украина обвиняет Россию в систематических нарушениях воздушного пространства и требует беспрецедентную денежную компенсацию
Дух монополии в российском воздушном пространстве не чувствуется
Доля "Аэрофлота" на рынке перевозки пассажиров растет, несмотря на нестабильную экономическую ситуацию в стране, а по некоторым оценкам — даже благодаря ей
Аэропорт Шереметьево строит терминал B заново
Шереметьево строит новый терминал B, однако для этого пришлось демонтировать символ аэропорта — исторический павильон "Рюмка" 
Крым обзаводится своей авиакомпанией
Новый перевозчик начнет свою деятельность в ближайшие месяцы и будет специализироваться преимущественно на перелетах в российские регионы
Меньше двух не оставаться
Крупнейшие авиакомпании меняют регламент пилотов во время полета после выяснения причин авиакатастрофы самолета А320 во французских Альпах
Чем опасен усталый летчик
Утомляемость пилотов является одним из главным рисков в сфере гражданской авиации. Эксперты отрасли выяснили причины, по которым летчики садятся за штурвал, не успев восстановиться
Авиакомпании добились снижения НДС
Уменьшение финансовой нагрузки на перевозчиков, по прогнозам экспертов Gudok.ru, не приведет к снижению цен на авиабилеты