Новости

Реклама

Чем опасен усталый летчик

Чем опасен усталый летчик

Утомляемость пилотов является одним из главным рисков в сфере гражданской авиации. Эксперты отрасли выяснили причины, по которым летчики садятся за штурвал, не успев восстановиться
"Здоровый пилот — это гарантия снижения ошибок в управлении воздушным судном, а значит, это безопасность полетов", — заметила ведущий эксперт по безопасности полетов и человеческому фактору, департамента предотвращения авиационных происшествий авиакомпании "Волга—Днепр" Элеонора Сурина в рамках III Международной конференции "Профессионалы авиации".

Ранее Минтранс представил нововведения в законодательство, призванные оптимизировать режим труда и отдыха членов экипажей гражданских самолетов. Однако этого, по мнению экспертов, недостаточно.

Российские авиакомпании при соблюдении режима отдыха летных экипажей сегодня ориентируются на положение "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажа ВС гражданской авиации Российской Федерации" № 139, в котором установлена только малая часть требований по контролю утомляемости членов экипажа.

"У перевозчиков сегодня два выхода: принять нормативно-регламентирующую практику, представленную государством, либо внедренить FRMS. Изучив всю систему стандартов и рекомендуемой практики, пришли к тому, что нам нечем руководствоваться. А государство пока этот стандарт не реализовало", — подчеркнул заместитель директора департамента предотвращения авиационных происшествий, пилот-инструктор авиакомпании "Волга—Днепр" Савва Фараджев.

По мнению экспертов, новая для России система управления рисками, связанными с утомлением, (СУРУ, FRMS) уже доказала свою эффективность за рубежом и используется стандартами Международной организации гражданской авиации (ICAO).

"В документе прописано, что главные проблемы — это сон и его нехватка, которые снижают объем внимания, памяти и концентрацию во время полета, — продолжила Элеонора Сурина. — Второе — это смена часовых поясов и ночные часы полета".

Тем временем, систему решили дополнить, предложив возможность улучшить стандарты Международной организации гражданской авиации (ICAO) с помощью системы Shell.

"Мы рассмотрели взаимосвязь человека с машиной, средой, документами и изучили, что может влиять на утомляемость пилота дополнительно", — продолжила Элеонора Сурина.

"В рамках того, что нам предлагают федеральные авиационные правила "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", мы внедрили контролируемый сон (napping) в кабине двухчленного экипажа, который теперь широко применяем как средство борьбы с утомлением при длительном полете", — пояснил Савва Фараджев. По его словам, система позволяет снизить риск микросна и повысить активность экипажа при заходе на посадку. Другими словами, процедура контролируемого сна позволяет одному из пилотов вздремнуть на рабочем месте, но лишь под контролем другого в течение 30—40 минут в горизонтальном полете на эшелоне. "Возможность при длительных полетах, одному из пилотов предоставить возможность поочередного кратковременного отдыха позволит повысить активность на самом ответственном этапе при заходе на посадку", — продолжил Савва Фараджев.

Так же он добавил, что у системы существуют риски инерции сна, когда может уснуть и второй пилот, а значит, система требует доработки. В качестве альтернативы он предложил авиакомпаниям использовать для контроля третьего человека.

Таким образом, для России решение важной для жизни экипажа и пилота корабля проблемы заключается в создании единого стандарта, который будет объединять все разрозненные требования в различных документах, а так же накопленный опыт и результаты современных исследований.

После выступления, уже в кулуарах, специально для Gudok.ru, Элеонора Сурина пояснила, что 70% событий происходит по причине человеческого фактора, где 60% — проблемы, связанные с утомляемостью. Представленная система, по ее словам, рассчитана для пилотов независимо того, пассажирское судно или грузовое. Современная жизнь человека изменила ритм его деятельности, информационный поток, а следовательно, люди, в том числе и пилоты, стали утомляться сильнее, чем раньше.

"Примером могут служить катастрофы лайнеров западных компаний, связанные с утомлением, а также наши собственные случаи, когда оба пилота при заходе на посадку засыпают. Диспетчер буквально будит пилотов. Такие ситуации наблюдаются сегодня во всех авиакомпаниях", — добавила Элеонора Сурина.

Статистика говорит, что 90% пилотов мира считают утомление одной из ключевых проблем своей работы: порядка 30% ошибок пилотов вызваны этим фактором. Согласно данным Британской ассоциации пилотов, 31% во время пробуждения, обнаружили спящим второго пилота, а 43% опрошенных не отрицают, что хотя бы раз засыпали во время полета.

Таким образом, сегодня у каждой авиакомпании существуют свои внутренние положения, которые регламентируют режим труда и отдыха экипажей. Рекомендации Минздрава и Росавиации же каждая компания толкует по-своему. При этом в России важным остается и другой фактор: переработки, как правило, компенсируются, поскольку оплата труда летного состава зависит от налета часов, что делает нарушения выгодными для обеих сторон.

Елена Гуманюк
26 марта 2015
Киев требует миллионы от российских авиакомпаний
Украина обвиняет Россию в систематических нарушениях воздушного пространства и требует беспрецедентную денежную компенсацию
Дух монополии в российском воздушном пространстве не чувствуется
Доля "Аэрофлота" на рынке перевозки пассажиров растет, несмотря на нестабильную экономическую ситуацию в стране, а по некоторым оценкам — даже благодаря ей
Аэропорт Шереметьево строит терминал B заново
Шереметьево строит новый терминал B, однако для этого пришлось демонтировать символ аэропорта — исторический павильон "Рюмка" 
Крым обзаводится своей авиакомпанией
Новый перевозчик начнет свою деятельность в ближайшие месяцы и будет специализироваться преимущественно на перелетах в российские регионы
Пенсионеры и студенты Дальнего Востока полетят за полцены
С 1 апреля начинают действовать льготы на перелеты в дальневосточном направлении
Меньше двух не оставаться
Крупнейшие авиакомпании меняют регламент пилотов во время полета после выяснения причин авиакатастрофы самолета А320 во французских Альпах
Авиакомпании добились снижения НДС
Уменьшение финансовой нагрузки на перевозчиков, по прогнозам экспертов Gudok.ru, не приведет к снижению цен на авиабилеты