Новости

Реклама

Чем живет моделист-реконструктор

Общество | Понедельник | 02.12.2019 | 01:51
 
Геннадий Никитин, основатель Первого творческого объединения профессиональных моделистов «НИКО – Миниатюрные железные дороги»
Чем живет моделист-реконструктор
фото: Архив Геннадия Никитина
В сообществе людей, страстно увлечённых железнодорожным моделизмом, есть те, кто живёт этой страстью с детства. О том, чем живёт мир моделистов, он рассказал «Гудку».

– Геннадий Валентинович, найти вас и ваших единомышленников нелегко. В Интернете информации мало, в соцсетях вас нет. Как же формируется сообщество железнодорожных моделистов?

– Основной контингент коллекционеров, моделистов, знатоков и ценителей этого хобби сформировался в начале 80-х годов прошлого века. Гэдээровская миниатюрная железная дорога тогда была верхом технического совершенства и пределом мечтаний для тысяч мальчишек и их пап. На те годы пришёлся расцвет кружков моделирования в школах, домах детского и молодёжного творчества и пионерских лагерях. Интерес детей к любому техническому творчеству был огромный. На этой почве и стал развиваться железнодорожный моделизм, который по своим возможностям воплощения эстетических задумок в макетах завоевал одно из первых мест в ряду всех технических увлечений.

– Среди сегодняшних железнодорожников, инженеров-транспортников много тех, кто в детстве коллекционировал миниатюрные поезда?

– Да, в тот период был небывалый наплыв желающих поступить в транспортные вузы. Многие мои знакомые окончили профильные учебные заведения и стали классными специалистами, при этом пронеся через всю свою жизнь любовь к железнодорожному моделизму. Я сам окончил МИИТ (сегодня – Российский университет транспорта. – Ред.), и вы удивитесь, но полученные навыки в моделизме очень пригодились мне впоследствии в работе – как в испытательной лаборатории вагоностроения МИИТа, так и потом, когда я возглавлял одно из опытных производств в авиастроении.

– С чего увлечение началось у вас, как вы заболели железной дорогой? Помните свою первую модель?

– Конечно! Паровозик первый жив до сих пор! Это был 1969 год, а мне было 10 лет, когда я впервые увидел в «Детском мире» детскую железную дорогу – полный комплект. Цена была немыслимая для меня: вагончик стоил 1 рубль, а набор – 12 рублей. Но мальчишеские восторг, удивление и восхищение были настолько велики, что я твёрдо решил больше не тратиться ни на что иное из игрушек, кроме как на поезда. Первый вагончик я купил за сэкономленные на мороженом 80 копеек. А потом мама, видя мой неподдельный интерес, подарила мне вожделенный паровоз на день рождения за 15 рублей. Чего ей это стоило, можно только догадываться. Но ни разу впоследствии не пожалела о том, что пришлось потратиться на такой дорогой подарок, наоборот, она всемерно поддерживала моё увлечение. А когда я служил в армии, скрупулёзно сама по мере возможности пополняла мою коллекцию. И я ей очень благодарен за это. И сегодня в моей коллекции на самом почётном месте – тот первый паровоз, подаренный мамой, и тот первый вагон, купленный мною. Они для меня самые ценные экземпляры. Меня часто спрашивают о том, в чём ценность той или иной коллекции? В эмоциях и воспоминаниях. Я считаю, что мы, увлечённые люди, коллекционируем не железки и пластмассу, а эмоции, без которых жизнь пресна и скучна. Хотя, конечно, есть коллекционеры, ценность коллекций которых не поддаётся подсчёту, в них очень много раритетов и редких моделей, произведённых в Германии, Австрии, Англии, Америке. Великолепная коллекционная модель – паровоз популярного масштаба 1:87 – стоит сегодня 3–5 тыс. евро. Коллекционные раритеты могут стоить более 100 тыс. долларов.

– Сколько экземпляров в вашей личной коллекции сегодня?

– Я профессиональный макетчик, число моделей в моей личной коллекции подвижного состава меня интересовало только в начале увлечения, пока я не осознал, что больший интерес вызывает у меня создание железнодорожных систем с красивыми ландшафтами и сложным алгоритмом движения. Вы удивитесь, но я не знаю даже приблизительно количества собранного за всю жизнь. Число созданных мной действующих железнодорожных макетов и диорам почти за полвека – около ста, многие из которых в рабочем состоянии десятки лет.

– Чем для вас в итоге стало ваше увлечение?

– Всем, к счастью. По профессии я инженер-конструктор, по своему духу – технарь с тягой к искусству. В какой-то момент стал членом Московского клуба железнодорожного моделизма, где общался с мастерами-макетчиками, брал с них пример и понял, что макет для меня – главное. Последние 25 лет возглавляю свою макетную студию – первое в России профессиональное творческое объединение по созданию железнодорожных макетов, где проектирую и строю с единомышленниками авторские макеты железных дорог. Было много интересных масштабных проектов, один из них – самый большой в России действующий домашний макет железной дороги в масштабе 1:87. Делали мы его вшестером 4 года, завершили в 2010 году. Вот некоторые характеристики этого макета: площадь – 60 кв. м, длина рельсового пути – 500 м, на макете задействовано 30 подвижных составов, управление макетом – аналогово-цифровое с нескольких пультов, в том числе с радиопульта. Думаю, что тех, кто разбирается, цифры впечатлили… Учитывая новизну и масштабность подобного проекта, нам было непросто, но от этого только интереснее.
С 2010 года я – соорганизатор ежегодной выставки моделизма Moscow Hobby Expo, где экспонируются достижения всех видов моделизма, включая и железнодорожный, и проводятся российские чемпионаты по моделизму. В течение многих лет участвую в выставке «Спортлэнд», посвящённой досугу молодёжи.
Мы принимаем участие в выставочных мероприятиях Московского клуба железнодорожного моделизма, я ведь до сих пор его старейший член, хотя самого клуба фактически нет.

– Как сегодня развивается железнодорожный моделизм в России, много ли сторонников этого движения в нашей стране?

– Железнодорожное моделирование сегодня монетизировано. Бескорыстных энтузиастов, способных выдать выставочный образец своего творения на достойном уровне, практически не осталось. Пытающихся организовать бизнес на этой теме становится всё меньше: слишком мала маржа при огромных вложениях и падении спроса. Есть и объективные причины: интересы детей и молодёжи сегодня очень размыты, они живут в виртуальном мире гаджетов и видеоигр, технические кружки практически исчезли, создаваемые в наши дни технопарки ориентированы только на робототехнику и IТ-технологии. Всё это привело к снижению массового интереса ко всему, что кропотливо создаётся руками. Азарт и вдохновение моделистов сходят на нет даже в столице, не говоря уже о небольших городах и деревнях.
Хочется надеяться, что интерес к моделизму вернётся и что российские моделисты, как когда-то в 80-е, будут участвовать в международных соревнованиях и возвращаться домой с призами высшей пробы.
Беседовала Наталья Тимашова

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Cегодня в СМИ