Новости

Реклама

Дорогое и редкое увлечение

Общество | Понедельник | 02.12.2019 | 01:46
 
Сегодня  моделисты всего мира отмечают International Model Railway Day
Дорогое и редкое увлечение
фото: Сергей Гусев / Пресс-служба ОАО «РЖД»
Сегодня моделисты всего мира отмечают International Model Railway Day, Всемирный день железнодорожного моделирования. «Гудок» выяснил, насколько это увлечение популярно сейчас в России.

Они были первыми

Известно, что изобретатели паровоза Джордж Стефенсон и Ричард Тревитик сделали и испытали миниатюрные копии паровозов, прежде чем приступить к сборке настоящих машин. Получается, что железнодорожное моделирование появилось раньше железнодорожного транспорта.

В дореволюционной России одним из крупнейших коллекционеров железнодорожных моделей был император Николай II, у него была огромная коллекция, и он часто играл с цесаревичем Алексеем. Удивительно, но большая часть царской коллекции сохранилась, она находится сегодня в Сергиевом Посаде, и её там можно увидеть.

Другие известные поклонники железнодорожного моделирования – президент США Рональд Рейган, музыканты Элтон Джон и Фрэнк Синатра, в России – певец Филипп Киркоров. Большая коллекция хранится и в семье академика Петра Капицы.

Сегодня разработка и производство железнодорожных миниатюр – целая индустрия, в которой по всему миру порядка 50 тыс. человек. По разным оценкам, только в США годовой оборот производителей железнодорожных моделей составляет около $1 млрд. Когда-то ведущими в этой области были две немецкие фирмы – Bing и Marklin. Вторая процветает и сегодня, спустя почти 150 лет это ведущий производитель железнодорожных моделей в Германии. Нынешние лидеры индустрии – США, Германия, Великобритания, хотя производство у всех давно перенесено в Китай. В целом в мире около 50 крупных производителей и ещё около тысячи мелких.

Россия, увы, не входит в число значимых игроков рынка, хотя в Советском Союзе выпускалось небольшое количество моделей. В 30-е годы их делал завод «Пресс» в Серпухове, в 50–60-е – завод «Москабель». В 80-е годы курский завод «Счётмаш» и белгородский «Сокол» освоили производство моделей, соответствовавших международным стандартам. Но всё же в эпоху социалистической кооперации и расцвета СЭВ промышленный выпуск моделей переложили на промышленность ГДР, которая должна была производить модели не только собственного подвижного состава, но и всех других стран соцлагеря.


Подходящая колея

Мир моделистов, как настоящий железнодорожный мир, делит размер колеи. Самый распространённый сейчас типоразмер – Н0: масштаб для моделей – 1:87 и ширина колеи – 16,5 мм. Есть типоразмер больше (1:45, 1:32, 1:22,5, 1:8 и 1:5,5) и меньше (1:120, 1:160, 1:220). С больших моделей когда-то всё начиналось, но они занимают очень много места. Интересная историческая деталь: в СССР решили, как водится, идти своим путём и в начале 50-х ввели свой типоразмер: масштаб 1:30 с шириной колеи 51 мм. Впрочем, с конца 80-х годов модели этого стандарта нигде не производились.

О моделях-малютках разговор особый. В сторону уменьшения пошли японцы, среди них огромное количество поклонников этого хобби. Однако локомотив, помещавшийся в колбе лампы накаливания, первыми создали не японцы, а умельцы из немецкой компании Marklin, присвоили типоразмеру обозначение Z – последнюю букву латинского алфавита, мол, меньше уже не создать. Но немцев всё же переиграли японцы, создавшие модель в масштабе 1:450 с шириной колеи 3 мм. Назвали типоразмер Т, от английского слова tiny («крошечный»).

Железнодорожный моделизм –лишь одно направление масштабного хобби «железнодорожное любительство». По статистике, каждый десятый немец и англичанин считает себя таким любителем: кто-то собирает марки, медали, значки с железнодорожной символикой, моделями поездов-локомотивов-паровозов, а кто-то коллекционирует железнодорожные и прочие билеты, жетоны и проездные (увлечение это называется «перидромофилия»).

«Сегодняшние моделисты – это в основном те, у кого любовь к моделям поездов с детства, а вот в 60–70-е годы прошлого века было очень много тех, кто пришёл в моделизм взрослым. Это были люди, детство которых пришлось на тяжёлую пору – довоенное, военное, послевоенное время, и у них просто не было игрушек. И вот представьте: приходит такой взрослый мужчина в советский «Детский мир» и понимает, что он, конечно, хочет купить своему сыну вагончик, но и себе хочет. Так и становились коллекционерами», – рассказывает Андрей Мясников, один из известных и уважаемых в сообществе моделистов человек, создатель единственного в мире частного музея трамвая. Начинал Андрей с поездов, но в какой-то момент трамвайчики покорили его сердце раз и навсегда, и вот уже 32 года он собирает только их. Пять лет назад купил дом с небольшим участком земли в центре Коломны и открыл свой музей.

«До конца 70-х годов работы наших моделистов не были представлены на международных конкурсах, – продолжает Андрей Мясников. – В начале 70-х несколько советских моделистов на свой страх и риск отправили почтой модели на конкурсы, и они произвели настоящий фурор. Например, одна, созданная Николаем Николаевичем Гундоровым, взяла Гран-при на 9-м Международном конкурсе в Берлине в 1972 году. Он увлёкся моделизмом только в 40 лет, создал свою первую модель, и она сразу победила. Не менее высоко были оценены работы Евгения Шкляренко и Виктора Юдина».

Сейчас торговля и обмен моделями полностью ушли в Интернет, в Москве и Санкт-Петербурге осталось по одному профессиональному магазину. В городах поменьше их просто нет.
«На Западе до сих пор существуют антикварные магазины, где можно найти редкие модели и даже настоящие раритеты, и аукционы – в основном американский, немецкий и английский ebay, – вот те места, где сегодня продают и покупают железнодорожные модели, – делится Андрей Мясников. – Цены очень разные, некоторые редкости могут стоить десятки, сотни тысяч долларов. Сегодня очень высоко ценятся модели 30–40-х годов, выполненные из цинкового сплава. Их практически не осталось, потому что технологии литья были несовершенны, металл поражала болезнь, так называемая цинковая чума. И через 20 лет модель из больного сплава просто рассыпалась в руках. Поэтому те, что уцелели, сегодня настоящий раритет».
Наталья Тимашова

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Cегодня в СМИ