Новости

Реклама

Инженер-лейтенант тяги умела водить локомотивы и рецензировала диссертации

Общество | Среда | 11.09.2019 | 12:36
 
Александра Щёголева – родоначальник железнодорожной династии, общий стаж которой – 256 лет
Инженер-лейтенант тяги умела водить локомотивы и рецензировала диссертации
фото: Личный архив
Александра Георгиевна родилась 27 октября 1922 года в деревне Цивозеро Красноборского района Архангельской области в многодетной семье. Спасаясь от репрессий, в 1930-е годы Тропинины перебрались в посёлок Цигломень (ныне микрорайон Архангельска), где Александра окончила школу.

Затем поступила на механический факультет Ленинградского института. А через год началась война.

В полной мере испытала на себе тяготы блокады, принимала участие в защите города, сдавала кровь для раненых.

В феврале 1942 года её чуть живую эвакуировали на «большую землю». Только через месяц добралась домой, а вскоре уже работала экспедитором на Исакогорском хлебокомбинате.

Мечту продолжить учёбу не оставляла и в 1944 году поступила на второй курс механического факультета Харьковского института инженеров железнодорожного транспорта имени С.М. Кирова.

Блестяще защитив дипломный проект «Паровозоремонтный завод», получила диплом с квалификацией инженера путей сообщения – механика и звание инженера-лейтенанта тяги.

После окончания института вместе с подругой по комсомольскому призыву уехала осваивать Дальний Восток, в город Ворошилов, ныне Уссурийск, где на Уссурийском паровозоремонтном заводе и началась её трудовая деятельность.

В 1953 году Александру перевели на Северную железную дорогу для работы в паровозном, позднее локомотивном депо Исакогорка. Здесь она работала 30 лет, прошла путь от старшего инженера технического бюро до начальника производственно-технического отдела.

В 1963 году в паровозном депо Исакогорка приступили к внедрению тепловозов.

– Я должна ехать учиться. Как можно объяснять другим, если сама не разбираюсь в новых машинах?! – сказала Александра Щёголева и отправилась на трёхмесячные курсы повышения квалификации в Вологодскую техническую школу машинистов локомотива. Отлично сдала экзамены и получила права на управление тепловозом.

Александра Георгиевна принимала активное участие в разработке и внедрении рационализаторских предложений, рецензировала дипломные работы выпускников механического факультета и кандидатские диссертации аспирантов Архангельского лесотехнического института. В вечерней школе преподавала математику и физику. При её непосредственном участии разрабатывалась документация и шли согласования по строительству в депо Исакогорка пункта технического осмотра ТО-2 и ТО-3, одного из первых на дороге, санитарно-бытового корпуса, а также двух многоквартирных домов для локомотивщиков.

В коллективе Александра Щёголева пользовалась большим авторитетом. Её целеустремлённость, самостоятельность, справедливость, интерес к техническим наукам и стремление к знаниям вызывали искреннее уважение коллег.

В трудовой книжке начальника техотдела 61 запись о поощрениях.

Любовь к железной дороге Александра Щёголева передала родным. Брат Павел, вернувшись с фронта, более двадцати лет работал слесарем по ремонту скоростемеров. Его вспоминают как мастера на все руки. Трудовой стаж его дочери Татьяны – расшифровщика скоростемерных лент – 36 лет.

Четверть века трудился машинистом паровоза и тепловоза муж Александры Георгиевны Пётр Дмитриевич.

Сын Юрий пошёл по стопам отца. Когда готовился к экзамену на право управления тепловозом, его комната была увешана плакатами и схемами, а Александра Георгиевна экзаменовала сына с пристрастием. Супруга Юрия Надежда учительствовала, была директором железнодорожной школы № 34 станции Исакогорка.

Дочь Тамара начинала с расшифровщика скоростемерных лент, а затем работала инженером по охране труда. Её муж Виктор трудился в дистанции водоснабжения и старшим мастером в локомотивном депо Исакогорка.

Двое представителей третьего поколения династии – тоже железнодорожники: Александр работает в Архангельском РЦС начальником участка производства, Людмила – инженером техотдела ПМС-194. Растут четверо правнуков Александры Георгиевны. Они унаследовали прабабушкины черты – любовь к учёбе и техническую жилку.

В настоящее время железнодорожная династия Щёголевых насчитывает 11 человек, её общий стаж 256 лет.

Марина Медяник

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Cегодня в СМИ