Новости

Реклама

Коллекцию ретропарка собирали всем миром

Общество | Понедельник | 19.08.2019 | 11:41
 
Музей железнодорожной техники под открытым небом – результат усилий множества увлечённых людей
Коллекцию ретропарка собирали всем миром
фото: Марина Белослудцева
Год назад, в преддверии Дня железнодорожника, на станции Сковородино состоялось торжественное открытие ретропарка железнодорожной техники, в экспозицию которого вошли раритетные экспонаты, отражающие развитие железнодорожного транспорта в начале и середине ХХ века. Инициатором и главным создателем этого музея под открытым небом стала Алла Киселёва, председатель Сковородинского узлового совета ветеранов. О том, как создавался музей, Алла Александровна рассказала нашему корреспонденту.

– Идея создать на привокзальной территории станции Сковородино музей под открытым небом зародилась весной прошлого года, когда я ехала поездом Сочи – Санкт-Петербург и на многих станциях видела исторические экспонаты железнодорожного транспорта, – сказала Алла Киселёва. – Вернувшись в Сковородино, собрала руководителей железнодорожных предприятий, поделилась идеей и сразу встретила одобрение и поддержку.

Место для будущего музея определили между памятником первостроителям Амурской железной дороги и памятником-паровозом П36. Всё это составило единую историческую панораму. В подборе и доставке в музей экспонатов большую помощь оказали руководители и сотрудники железнодорожных предприятий. В Джалинде, на четвёртом километре Рейновской ветки, нашли гидроколонку, которая была там установлена ещё в далёком 1916 году для снабжения паровозов водой. Её разобрали по частям, привезли в Сковородино, здесь собрали, почистили, покрасили, установили на территории ретромузея. На Рейновской ветке нашли и замок Мелентьева, 1940 года выпуска. Там же взяли для музея пикетный и километровый столбики.

Начальник Забайкальской дороги Александр Скачков поддержал идею создания ретромузея и тоже помог с экспонатами – по его поручению в Сковородино прислали автосцепку и прицеп к дрезине.

Затем на территории музея поставили тачку, она была одним из главных предметов «механизации труда» в начале строительства железной дороги. Макет тачки сделал пенсионер-железнодорожник А. Акимов, а подлинное колесо для неё привёз из Уруши другой бывший железнодорожник, В. Зубков. Фонарь 1940 года выпуска подарил нашему музею пенсионер-железнодорожник из Уруши Николай Кулаковский. Энергетики подключили фонарь к сети, и вечерами он светится.

Светофор, изготовленный в 1963 году, был установлен в музее работниками дистанции СЦБ. Они также подготовили в качестве экспонатов и недавно установили муфту, ящик для кабеля. Кар – тележка для доставки инструментов в цех – сохранился в Сковородинской дистанции пути. Репер и ключ для регулировки скорости нашли на станциях Сковородинского района. Колёсная пара польстерного типа на буксах с подшипниками скольжения, изготовленная в 1961 году, была доставлена со станции Белогорск. Стрелочный перевод, изготовленный Кузнецким металлургическим комбинатом имени И.В. Сталина в июле 1950 года, стал очередным раритетом музея.

Постепенно собирали рельсы, с датами изготовления конца XIX – начала XX века! Теперь они размещены на специальных стендах: «Демидовский рельс» 1879 года выпуска, рельс «Казённой железной дороги», произведённый в 1897 году на заводе имени Надежды Половцевой, рельс «КВЖД» 1903 года выпуска.

Экспозиция музея пополняется и после его открытия. Самым большим, сложным по доставке и установке экспонатом стал вагон. Старый вагон-электростанция, оборудованный на базе четырёхосного крытого вагона, использовался для производства электроэнергии для питания насосной станции. Он был уже без колёс. Его подняли кранами, привезли, поставили на тележку и колёсные пары, покрасили. В этом вагоне тоже будет музей с экспонатами об истории железной дороги.

– Спасибо руководителям, работникам железнодорожных предприятий и организаций, пенсионерам железнодорожного транспорта, жителям города Совородино и нашего района – всем, кто помогал и помогает в создании, становлении и развитии нашего ретропарка, кто находил, доставлял, готовил и размещал его экспонаты! – сказала Алла Александровна.

На фото: Один из экспонатов ретропарка, созданного на станции Сковородино по инициативе Аллы Киселёвой

Марина Белослудцева
Материал опубликован в газете «Забайкальская магистраль» 16.08.19

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Cегодня в СМИ