Новости

Реклама

Кадровая революция: как цифровые технологии меняют рынок труда

Социальная политика | Среда | 17.04.2019 | 00:04
 
Грядущие изменения в отраслевой HR-сфере обсудили участники круглого стола, организованного в ИД «Гудок»
Кадровая революция: как цифровые технологии меняют рынок труда
фото: Александр Саверкин/ИД «Гудок»
В Издательском доме «Гудок» прошёл круглый стол «Развитие кадрового потенциала железнодорожной отрасли: новые компетенции и повышение престижа рабочих профессий». Представители кадрового блока ОАО «РЖД», отраслевых учебных заведений и транспортных компаний обсудили подготовку кадров в условиях развития цифровой экономики, а также появление новых железнодорожных профессий.  

Развитие инновационных технологий оказывает влияние не только на производство, но и на рынок труда: процесс повсеместной цифровизации и автоматизации требует от работников (как руководителей, так и персонала) качественно новых знаний и компетенций. 

Профессии будущего
Сегодня рынок труда активно меняется в соответствии с требованием времени: одни профессии устаревают и исчезают, другие – появляются, третьи – трансформируются. Кадровая структура ОАО «РЖД» не исключение. Так, с 2016 по 2019 год в компании разработано семь профстандартов новых профессий: электромеханик железнодорожной инфраструктуры, мастер участка железнодорожной инфраструктуры, машинист-оператор, бригадир участка железнодорожной инфраструктуры, монтёр участка железнодорожной инфраструктуры, начальник участка железнодорожной инфраструктуры, контролёр состояния железнодорожной инфраструктуры. 

 До 2022 года появится ещё девять профстандартов: оператор беспилотного локомотива, водитель спецтехники на комбинированном ходу, оператор «умного» склада, технолог-моделировщик производственных процессов, оператор удалённого управления вокзалом, аналитик с функциями принятия решений, оператор цифровой контактной сети, оператор цифровой диагностики теплоснабжения, оператор дрона.«Ещё совсем недавно мы и представить себе не могли, что у нас появится, например, беспилотный локомотив, а сегодня это уже данность: с 2018 года машинисты-операторы работают на станции Лужская Октябрьской дороги, управляя локомотивом дистанционно», – рассказал первый заместитель начальника Департамента по организации, оплате и мотивации труда ОАО «РЖД» Андрей Тихомиров.

В рамках Стратегии развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года в компании реализуется проект «Цифровая железная дорога», который, помимо прочего, требует развития цифровых навыков работников. «В этом году мы актуализируем проф­стандарт «Работник по контролю за состоянием ­железнодорожного пути». Если раньше такой работник ходил вдоль пути и искал неисправности рельсов, шпал, стрелок, то сегодня применяется технология видеосъёмки, при которой неисправности фиксируются с помощью видеокамеры, а контролёр расшифровывает запись», – пояснил Андрей Тихомиров.

Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 года предусматривает повышение конкурентоспособности компании на международных рынках транспортных услуг и строительства, в связи с чем появилась потребность в руководителях международных программ. 
Также в компании растёт спрос на специалистов в сферах IT (VR-технологий, Big Data), предиктивной аналитики. «Это относительно новые сферы, поэтому грамотных, опытных специалистов в них на рынке труда крайне мало», – рассказал начальник Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Сергей Саратов.

Кроме того, в ОАО «РЖД» создаётся инжиниринговый центр по разработке новых видов подвижного состава, в частности для ВСМ. Следовательно, будут востребованы инженеры-конструкторы. 

Специалистов будущего предстоит готовить совместными усилиями отраслевых университетов и компании. Так, за подготовку рабочих кадров отвечают учебные центры профессиональных квалификаций, за обучение специалистов – транспортные колледжи, техникумы и вузы. 

«Учебные заведения стараются оперативно реагировать на кадровую потребность компании. Так, в 2019/20 учебном году студенты Российского университета транспорта (МИИТ) будут учиться по новым образовательным стандартам, разработанным университетом на основании профстандартов железнодорожного транспорта», – отметила директор Центра по связям с производством, целевого и платного обучения РУТ (МИИТ) Любовь Васина.

Искусство управлять
Успех и развитие компании во многом зависят от грамотной работы менеджмента. Именно поэтому поиск, привлечение и удержание талантливых руководителей являются первоочередными задачами для большинства организаций. 

«Нам необходимы руководители новой формации, гибкие, стремящиеся учиться, умеющие работать в команде, способные оперативно реагировать на изменение внешней среды и быстро принимать решения», – пояснил Сергей Саратов.

По его словам, получить талантливых управленцев возможно двумя путями: найти их на рынке труда или вырастить внутри компании. ОАО «РЖД» выбирает второй вариант. Так, обучением руководителей отрасли занимается Корпоративный университет РЖД. В год туда приходят порядка 10 тыс. слушателей. Образовательная линейка включает четыре основные программы и ряд дополнительных. «Мир настолько быстро меняется, что нельзя обучаться исключительно по программам, разработанным несколько лет назад. Каждый год привносит в управленческую науку что-то новое. Корпоративный университет РЖД постоянно актуализирует свой «образовательный портфель», учитывая современные требования и тренды. В наших программах мы развиваем цифровые компетенции, обучаем управлению инвестициями, проектному и процессному подходам, работе со стартапами, в некоторые программы включены модули по прикладной математике, используемой в вопросах стратегического прогнозирования. Всё это в связке с классическими управленческими знаниями позволяет развивать необходимые для современного руководителя навыки и создавать эффективную управленческую команду», – рассказал директор Корпоративного университета РЖД Роман Баскин. 

Рабочие – в фокусе внимания
Как рассказал Сергей Саратов, кадровая текучесть в компании совсем небольшая – 6–7%. Дефицит рабочих кадров наблюдается в отдалённых регионах – на ЗабЖД и ДВЖД. «В этих районах сложная демографическая ситуация, постоянный отток населения. В компании утверждён План по привлечению и закреплению персонала в регионе БАМа до 2025 года. Он предусматривает создание комфортных условий труда и развитие социальной инфраструктуры», – рассказал глава департамента. 

Дефицит кадров связан и с тем, что поколение Z (рождённые в 2000-х годах) не хочет быть простыми служащими и тем более работать руками. «Чтобы сделать массовые профессии более привлекательными для потенциальных работников, стоит задача их полного апгрейда: от автоматизации рабочих мест до смены наименований. Вряд ли молодых людей заинтересует профессия, которая называется, например, «сливальщик», – отметил Сергей Саратов.
Юлия Антич

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Cегодня в СМИ