Новости

16 ч
1 д

Реклама

Производительность труда в ОАО «РЖД» должна расти минимум на 5% в год

Социальная политика | Пятница | 12.04.2019 | 12:09
 
Для железнодорожной отрасли повышение производительности труда играет особую роль, учитывая высокую трудоёмкость
Производительность труда в ОАО «РЖД» должна расти минимум на 5% в год
фото:
Рост эффективности, которая в общем виде характеризуется отношением результата к затратам, – ключевой фактор развития предприятия. В жёстких и нестабильных условиях рынка минимизация издержек и рациональное использование всех производственных ресурсов становится стратегией любой компании, нацеленной на извлечение прибыли в долгосрочной перспективе, устойчивое финансовое положение и повышение конкурентоспособности. 

Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» включает в себя мероприятия по оптимизации затрат с суммарным объёмом до 2025 года около 1 трлн руб. Амбициозная цифра складывается из эффектов практически по всем направлениям деятельности. 

Основной параметр эффективности – производительность труда. Для железнодорожной отрасли повышение производительности труда играет особую роль, учитывая высокую трудоёмкость и наибольший удельный вес расходов на персонал в общей величине эксплуатационных затрат. 

С момента создания ОАО «РЖД» проводит системную работу по повышению производительности труда и оптимизации численности. Первый целевой параметр появился ещё в майских указах президента РФ 2012 года – рост в 1,5 раза к 2018 году. Этот показатель компания уже перевыполнила: по итогам прошлого года производительность труда в ОАО «РЖД» относительно 2011-го увеличилась в 1,55 раза. 

Указ президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года и Национальный проект «Повышение производительности труда и поддержки занятости», реализация которого продлится до 2025 года, предполагают форсированное наращивание производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики – минимум на 5% в год. Такой же целевой параметр закреплён в Долгосрочной программе развития ОАО «РЖД» до 2025 года. 


Снизить давление
 
Чтобы повысить производительность труда, в РЖД работают над увеличением объёмов перевозок, повышают качественные показатели работы сети, загрузку и интенсивность перевозок, а с другой стороны, занимаются вопросами повышения эффективности персонала путём реализации технологических и организационных решений. 
«Комплексный подход подразумевает три основных направления работы: снятие административных барьеров для повышения технологичности и эффективности производства, внедрение новой техники и технологий, реинжиниринг производственных процессов на основе его пооперационного анализа», – говорит начальник Департамента организации, оплаты и мотивации труда ОАО «РЖД» Владимир Никитин. 

В 2016–2017 годах в компании отменены 210 устаревших актов МПС СССР и России и пересмотрено 157 нормативных документов ОАО «РЖД». В 2018 году отменён ещё 51 акт МПС и актуализировано 643 документа компании. 

Встаёт вопрос и о нормативно-правовых ограничениях со стороны государства. К примеру, российское трудовое законодательство серьёзно сокращает рабочее время, фактически доступное работодателю. 
«Назовём это «проблемой пятого человека». Чтобы закрыть круглосуточное рабочее место, в мире достаточно четырёх человек, а у нас – пять: «вредность», северные льготы, сокращённая рабочая неделя и прочее. Всё это время мы закрываем пятым работником, вместо того чтобы отдать его зарплату остальным четверым и обеспечить рост производительности труда», – подчеркнул заместитель директора по логистике по вопросам управления персоналом АО «СУЭК» Олег Василевский, выступая на III Всероссийской научно-практической конференции «Повышение производительности труда на транспорте – источник развития и конкурентоспособности национальной экономики», организованной РЖД на площадке Института экономики и финансов РУТ (МИИТ) в мае 2018 года. 

Снижение регуляторного давления – одно из ключевых направлений нацпроекта по повышению производительности труда. Целевой параметр этой работы с ориентиром на 2024 год – «удовлетворённость пользователей отработкой заявок не менее 70%». Сейчас работа по инициации изменений в действующее трудовое законодательство ведётся в рамках деятельности Российской трёхсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений (РТК), в том числе с участием ОАО «РЖД». 

 

Дело техники
 
По сравнению с 2017 годом производительность труда в компании выросла на 6,8% (при плановом параметре 5%), из них 4,1% – благодаря росту объёмов работы, 2,7% – за счёт технологических и организационных мероприятий, а также вывода отдельных видов работ за периметр компании. 

Более половины оптимизационных мероприятий (61%) – технологические, но снижение численности достигалось и организационными мерами: совмещением профессий, расширением зоны обслуживания, переорганизацией рабочих мест и др. 
«Что касается организационных мероприятий, то они конечны и во многом себя уже исчерпали, – замечает Владимир Никитин. – Основная ставка сегодня на прорывные технологические решения. Найти их – главная задача инженерного корпуса каждого филиала компании». 

Техническое перевооружение – главный локомотив повышения производительности труда на отечественных предприятиях. «Доля труда в мировом ВВП постепенно уменьшается, – говорит эксперт ООО «Прайсвотерхаускуперс Консультирование» Вячеслав Буевский. – Секрет повышения эффективности кроется в постепенном замещении труда капиталом. Когда мы говорим об увеличении производительности труда, мы автоматом имеем в виду повышение фондовооружённости». 

Сравнительный анализ производительности труда на железных дорогах мира, проведённый ОАО «РЖД» в сотрудничестве с PwC, показал, что отставание РЖД от США, Канады и Австралии (с разделённым грузовым и пассажирским движением) составляет 75–80% и обусловлено среди прочего меньшим регуляторным давлением в отношении безопасности движения поездов, применением аутсорсинговых и подрядных компаний для выполнения ряда работ (например, капитальный и средний ремонт пути, обслуживание малодеятельных линий, содержание и обслуживание железнодорожных строительных машин и т.д.). Среди основных причин отставания в инфраструктурном хозяйстве – высокая надёжность и значительные сроки службы элементов верхнего строения пути и оборудования СЦБ, высокая доля механизации и автоматизации процессов обслуживания и диагностики технического состояния объектов, минимум ручного труда. 
«Фондовооружённость на одного сотрудника железных дорог США в 19 раз выше, чем в РЖД. Это лишний раз говорит о том, что компания должна вкладываться в освоение новых технологий и техники. С другой стороны, операционная модель ОАО «РЖД», несмотря на большую численность персонала, обеспечивает более дешёвую перевозку грузов. Поэтому наша задача – найти оптимальный баланс между капитало- и трудоёмкостью компании», – говорит первый заместитель начальника Департамента организации, оплаты и мотивации труда ОАО «РЖД» Андрей Тихомиров. 

Значительные резервы повышения эффективности компании «зашиты» в реализации таких технических решений, как внедрение интеллектуальных систем в контуры управления движением поездов и перевозочным процессом, автоматизированной диагностики объектов инфраструктуры, развитии цифровых платформ для работы с клиентами. 

До 2025 года компания предполагает инвестировать в техническое перевооружение около 10 трлн руб., из них 7,2 трлн руб. – собственных и заёмных средств. В восьмилетней перспективе планируется ежегодно вкладывать в инфраструктуру и подвижной состав более 800 млрд руб. 


Без потерь
 
Любые инвестиции должны приносить отдачу, то есть повышать производительность труда. Экспертизой производственных процессов с точки зрения эффективности и выработкой предложений по их модификации занимается Центр моделирования бизнес-процессов, созданный по приказу главы холдинга «РЖД» в июне прошлого года. 

В настоящее время определено 34 процесса верхнего уровня и до 30 тыс. процессов более мелкого порядка. Сформирован перечень наиболее трудоёмких ключевых процессов, занимающих не менее 70% от годового фонда рабочего времени. Для дальнейшего реинжиниринга выделено и описано 57 таких процессов в функциональных филиалах и 30 процессов, реализуемых РЦКУ. Охват работников, задействованных в выполнении описанных работ, – более 430 тыс. человек. Для 75 процессов уже сформированы предложения по оптимизации, среди них изменение периодичности или исключение излишних операций, внедрение высокопроизводительного автоматизированного оборудования и инструмента, применение новых материалов. 

На сокращении непроизводительных потерь, особенно на стыке деятельности различных хозяйств, сосредоточена и работа центров повышения эффективности труда персонала, созданных на Куйбышевской и Свердловской дорогах на базе дорожных лабораторий методов и нормирования труда. «Главная идея их создания – образование на полигоне дороги независимого от региональных дирекций экспертного органа в составе инженеров по труду и технологов. Картируя и анализируя производственные процессы, они должны ответить на вопросы, насколько необходима та или иная операция или бизнес-процесс, возможно ли его автоматизировать, обойтись без участия человека, а если нет, как максимально снизить трудозатраты», – говорит Владимир Никитин. 

Результатом этой работы на двух дорогах уже стали 28 проектов, в основе которых лежат глубокие пооперационные исследования производственных процессов. Прогнозируемый эффект оптимизации численности от их реализации – свыше 1,7 тыс. человек. В 2019 году центры повышения эффективности труда персонала будут созданы ещё на 12 дорогах. 

Для оптимизации собственных бизнес-процессов РЖД планируют глубже изучать успешный опыт крупных мировых железнодорожных компаний. Бенчмаркингом технологий с выездом на зарубежные объекты займутся специально созданные рабочие группы. «Было бы полезно узнать, к примеру, почему в пассажирском комплексе Германии производительность труда в полтора раза выше, чем у нас, при примерно равном пассажирообороте, – говорит Андрей Тихомиров. – А сформировать новую концепцию диагностики инфраструктуры поможет изучение работы автоматизированного центра управления энергоснабжением ВСМ в Безансоне (Франция), где с помощью датчиков проверяется всё – натяжение контактного провода, температура, сила бокового ветра, наведённые токи, напряжение и т.д. В отдельных процессах зарубежные компании ушли далеко вперёд, и их опыт надо учитывать». 


Кадровый вопрос
 
Оптимизация численности работников компании до 2025 года будет происходить за счёт обновления и модернизации производства, совершенствования технологии производственных процессов, организационных мероприятий и вывода отдельных работ на аутсорсинг. 

В Департаменте организации, мотивации и оплаты труда ОАО «РЖД» подчёркивают: «О необходимости повышения производительности труда и снижения трудоёмкости производственных процессов говорят и прогнозы по значительному увеличению объёмов работы и дефициту кадров в регионах развития компании. У нас нет задачи механического увольнения людей. Нам предстоит сокращение незагруженных и устаревших рабочих мест, а вместе с этим появление новых, высокопроизводительных, требующих более высокой квалификации персонала. У филиалов будет появляться всё большая потребность в новых профессиях и должностях». 

Кратное увеличение скорости технологических изменений и усиление конкуренции на рынке труда со скорым приходом туда представителей поколения Y и Z со своим мироощущением и отношением к труду диктуют необходимость создания в компании гибкой организационной структуры, совершенствования систем организации и нормирования труда и профессиональных квалификаций, постоянной актуализации корпоративной системы оплаты труда и мотивации работников для обеспечения конкурентоспособности их зарплаты на рынке труда. 


Ольга Лариохина

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Cегодня в СМИ