Новости

7 м
14 ч
20 ч
21 ч

Реклама

К проектам улучшений надо привлекать сотрудников массовых профессий

Социальная политика | Понедельник | 25.03.2019 | 23:21
 
На Забайкальской дороге активно внедряются проекты бережливого производства. О самых интересных реализованных проектах и планах на этот год рассказал главный инженер Забайкальской дороги Игорь Гордиенко.
К проектам улучшений надо привлекать сотрудников массовых профессий
фото: Иван Шаповалов/Пресс-служба ОАО "РЖД"
– Какие проекты бережливого производства планируете реализовать в этом году?
– В этом году дорожный проектный офис изменил подход к планированию деятельности по бережливому производству. Мы разбили плановые годовые целевые показатели поквартально и контролируем выполнение этих целей, делая акцент на реализацию крупных мультифункциональных проектов в основных производственных дирекциях. 
Управление качеством и совершенствование процессов невозможно без чёткого материально-технического снабжения, поэтому начну с проектов Читинской дирекции. Здесь запланирована реализация трёх проектов с общим экономическим эффектом в размере 4,6 млн руб. Наиболее эффективный с экономической точки зрения проект – «Оптимизация технологического процесса работы склада твёрдого топлива на станции Оловянная». Плановый эффект от реализации должен составить 3,16 млн руб. 
В Дирекции по ремонту пути в зачёт 2019 года уже реализовано четыре проекта на сумму 1890 тыс. руб. Наиболее значимый – проект Путевой машинной станции № 328 «Оптимизация технологического процесса модернизации железнодорожного пути в режиме длительного закрытия перегона», от внедрения которого получен эффект в сумме 1,068 млн руб. В процессе ремонта пути в период длительного закрытия перегона была задействована выправочно-подбивочно-отделочная машина ВПО с подкрылками для подгребания балласта для уборки загрязнённого щебня с междупутья, который затем возвращается после очистки. Это позволило уменьшить расход нового щебня, а также исключить работу автотракторной техники. 
Экономический эффект в этой дирекции ожидается также получить за счёт оптимизации мест складирования материалов верхнего строения пути на базах, расположенных в непосредственной близости от мест сборки рельсошпальной решётки, стрелочных переводов. Это исключит непроизводительные потери времени, дизельного топлива, электроэнергии на кранах. 

– Как отработали в прошлом году?
– Практически все региональные дирекции реализовали свои планы по внедрению бережливых проектов. Хочется отметить региональные дирекции, которые ежегодно добиваются установленных целевых показателей. Это дирекции тяги, по тепловодоснабжению, Читинская дирекция материально-технического обеспечения.

– Какие проекты предложены в этом году к тиражированию на сети?
– Например, энергетики определили два проекта. «Оптимизация технологического процесса замены деревянных опор на железобетонной приставке без применения грузоподьёмных механизмов» с подтверждённым эффектом 156,87 тыс. руб. позволяет сократить различные виды потерь, расходы, так как уже не придётся подавать заявку и задействовать автокран аутсорсинговой организации ООО «РесурсТранс» при замене опор. «Оптимизация процесса защиты от птиц фиксаторной изоляции контактной сети с возможностью установки под напряжением» с подтверждённым экономическим эффектом 595,45 тыс. руб. сокращает отказы технических средств. Дирекция тяги продолжит тиражировать проекты, успешно реализованные в прошлом году. Например, проект «Перенос места опробования автотормозов» показал эффективность в депо Хилок, Чита и Чернышевск и принёс суммарный эффект 13,775 млн руб. Суть проекта в том, что не все действующие места опробования автотормозов расположены на спусках, а применение тормозов на ровных местах требует затрат энергии на восстановление скорости движения. Перенос мест опробования тормозов с площадок на спуск позволяет разгонять поезда после торможения без затрат энергии, а в некоторых случаях дополнительно может сокращаться время на разгон. Это в целом позволяет сократить время следования поезда. В 2019 году перенос места опробования тормозов будет реализован в депо Белогорск и Карымская и предложен к тиражированию на сеть.

– Расскажите о наиболее эффективных мультифункциональных проектах, запланированных к реализации в 2019 году.
– Рабочей группой Читинского центра организации работы железнодорожных станций разработан проект «Оптимизация технологического процесса следования локомотивов на станцию Чита-1 для проведения плановых и текущих видов ремонта». Для исключения порожнего пробега локомотивов предложено перенести технологию размена локомотивов со станции Карымская на станцию Чита-1. В результате сокращаются пробег одиночного следования локомотивов, бригадо-часы локомотивных бригад и экономия электроэнергии. 
Дирекция по энергообеспечению рассматривает вопрос о реализации двух проектов. Совместно с Дирекцией инфраструктуры энергетики предлагают оптимизировать процесс отопления табельных дистанций пути, а при поддержке дирекций по эксплуатации зданий и сооружений, тяги, инфраструктуры, административно-хозяйственного и топливно-энергетического центров ЗабЖД, используя конструкторскую базу дорожного конструкторско-технологического бюро, оптимизировать процесс отопления служебных пассажирских вагонов в тупиках отстоя на станции Чита-2. Вместо отопления табельных и пассажирских вагонов дровами предлагается применить электроотопление. Это улучшит условия труда железнодорожников. 

– Как привлекаете сотрудников к участию в программе бережливого производства? Сколько человек вовлечены в процессы улучшений, как идёт их обучение, материальная и нематериальная мотивация? 
– Формируя планы по пересмотру, совершенствованию технологических процессов, не стоит забывать про инструменты, с которых начинается внедрение бережливого производства. Речь идёт о системе 5С.
В соответствии с требованиями корпоративных и национальных стандартов с начала года во всех структурных подразделениях дороги ведётся активная работа по актуализации стандартов рабочих мест. А на конец I квартала запланирован аудит хода организации рабочего пространства в подразделениях Дирекции инфраструктуры и Читинской дирекции материально-технического обеспечения. Положительным фактором в том числе для развития системы 5С стало пересмотренное Положение об организации дополнительного премирования работников филиалов ОАО «РЖД» за реализацию экономически эффективных проектов бережливого производства (распоряжение от 26.12.2018 № 2799/р), создание фонда развития бережливого производства. Предыдущее положение предлагало структурным подразделениям самостоятельно определять направления использования средств фонда (20% от полученного экономического эффекта), которые зачастую шли на мероприятия, не связанные с развитием бережливого производства.
Существующая в компании система мотивации весьма привлекательна, особенно для энергоёмких хозяйств, где за счёт сокращения незначительной доли потерь можно получить колоссальный эффект с соответствующим вознаграждением. Поэтому считаю, что совершенствованию производственных процессов тягового, инфраструктурного и ремонтного комплексов не может быть предела. И к этой работе необходимо привлекать всё большее количество сотрудников, в том числе массовых профессий. К примеру, от машиниста эксплуатационного локомотивного депо Карымская Владимира Сидорова поступило интересное предложение по замене на станции Урульга маневрового светофора на групповой выходной. Это приведёт к увеличению пропускной способности станции и исключению задержек у её входного сигнала нечётных поездов. После детальной проработки в региональном проектном офисе эта идея может принести колоссальный результат, а машиниста, подавшего предложение, ждёт неплохая премия.
Не остаётся без внимания вопрос обучения сотрудников как основам бережливого производства, так и более глубоким знаниям в этом направлении. С 2017 года Департаментом управления персоналом принято решение о передаче курсов повышения квалификации по ряду направлений, в том числе бережливому производству, в Корпоративный университет РЖД с перераспределением бюджетов подразделений ЗабЖД в бюджет Департамента управления персоналом для заключения централизованного договора с университетом. В результате число сотрудников, прошедших повышение квалификации по этой программе, сократилось на 76%. Это связано с увеличением стоимости обучения. Такое положение создаёт риск невыполнения плановых показателей по обучению персонала в области бережливого производства для дорог, особенно в условиях дефицита квалифицированных кадров на ЗабЖД. Хочу отметить, что при условии командирования специалистов среднего звена дорог Сибири и Дальнего Востока для прохождения обучения бережливому производству в Корпоративном университете транспортные и командировочные расходы компании на одного человека составляют порядка 70 тыс. руб. на курс обучения. В целом по Забайкальской, Дальневосточной, Восточно-Сибирской и Красноярской дорогам затраты ОАО «РЖД» составляют более 6 млн руб. на один курс обучения. 
Наша дорога неоднократно обращалась в центральный аппарат компании с предложением о создании на сети ряда региональных подразделений Корпоративного университета, специализирующихся на обучении специалистов среднего звена по курсу бережливого производства на местах. Это предложение при незначительных затратах позволит сократить расходы функциональных филиалов на командировки для прохождения очных курсов и эффективнее использовать имеющиеся бюджетные ресурсы. Надеюсь, в этом году ситуация изменится.
Введённые с 2019 года нормативы, позволившие использовать в качестве фонда развития бережливого производства оставшиеся в бюджете предприятия средства в размере 20% от полученного экономического эффекта, помогут значительно увеличить количество сотрудников, получающих знания в этой области. 
Сергей Донцов

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Cегодня в СМИ