Новости

Реклама

Коллектив учёных АО «НИИАС» стал лауреатом премии Правительства РФ

Наука и образование | Понедельник | 09.12.2019 | 20:29
 
Награды удостоилась технология подвижных блок-участков для МЦК
Коллектив учёных АО «НИИАС» стал лауреатом премии Правительства РФ
фото: Иван Шаповалов/Пресс-служба ОАО «РЖД»
В конце ноября опубликовано распоряжение № 2846-р «О присуждении премий Правительства РФ 2019 года в области науки и техники». Лауреатами премии стали учёные АО «НИИАС», разработавшие технологию подвижных блок-участков для Московского центрального кольца (МЦК). Это первая для НИИАСа премия такого уровня. За последние 10 лет правительственных наград удостоились компания «РЖД» – премия Правительства РФ в области качества (2015 год), а также вице-президент ОАО «РЖД» Олег Атьков – премия Правительства РФ в области науки и техники (2013 год).

При использовании технологии подвижных блок-участков движение поездов по МЦК теперь регулируют не традиционные светофоры и рельсовые цепи. Вслед за последним вагоном «Ласточки» тянется так называемый радиохвост, который представляет собой ограничивающие зоны: на расстоянии 560 м от конца электропоезда заканчивается «красная» часть (защитная зона), затем начинается «красно-жёлтая» и далее «зелёная». Пропускная способность инфраструктуры зависит от частоты и скорости движения, а не от длины блок-участ­ка, определённого рельсовым цепями. Действие системы основано на использовании технологий GPS/ГЛОНАСС и связи стандарта GSM-R, которые отслеживают местонахождение и скорость «Ласточек», контролируют дистанцию между ними и корректируют график движения составов в режиме онлайн. Эта же технология, которая была внедрена ещё в 2016 году, позволяет водить «Ласточки» в автоматическом режиме без вмешательства машиниста. Технологии беспилотного вождения «Ласточек» были продемонстрированы летом 2019 года и уже отрабатываются на кольце. 

«Эта премия – результат многолетнего научного поиска учёных и специалистов нашего института, – заявил «Гудку» руководитель работы, генеральный директор АО «НИИАС» Игорь Розенберг. – Такой масштабный проект в сжатые сроки мог быть выполнен только на прочной базе созданного нами научного потенциала, интеграции накопленных компетенций и инновационных технико-технологических решений, прошедших апробацию и промышленное внедрение на магистралях ОАО «РЖД».

По его словам, для развития сети дорог в части расшивки узких мест и повышения пропускной способности крайне важно обязательное использование отработанных в ходе решения задач на МЦК современных методов имитационного моделирования. Именно комплекс имитационных моделей позволил осуществить детальное моделирование работы МЦК при проектировании размещения устройств сигнализации, централизации и блокировки для организации движения с 6-, 5- и 4- минутным интервалом с учётом динамики движения электропоездов. За счёт этого были сокращены затраты при проектировании объектов железнодорожной инфраструктуры и проведена оптимизация применяемых технологических решений.

Для ОАО «РЖД» важно и то, что выполненная работа позволила сделать шаг в импортозамещении, поскольку созданная система реализована на оте­чественных цифровых технологиях с применением отечественных микропроцессорных систем и полностью российского технологического программного обеспечения, соответствующего высшему уровню полноты безопасности (SIL4) по европейским нормам.

По уровню инновационных разработок созданный в рамках данной работы комплекс автоматизированного интеллектуального управления движением на МЦК не имеет отечественных аналогов, а по ряду позиций превосходит известные зарубежные системы. 

«Учёные АО «НИИАС» разработали технологию подвижных блок-участков для МЦК, которая в дальнейшем будет тиражирована на сети ОАО «РЖД» и позволит значительно увеличить провозную способность, – сообщил «Гудку» директор ОАО «РЖД» по информационным технологиям Евгений Чаркин. – МЦК сейчас стало символом цифровой трансформации железных дорог страны, которая буквально происходит у нас на глазах».

Евгений Чаркин подчеркнул, что новую технологию, уже сегодня  позволяющую перевозить более 500 тыс. пассажиров в сутки, по достоинству оценили москвичи, потому что МЦК стало для них удобным и востребованным транспортом.
Апробированные на МЦК технико-технологические решения найдут своё применение и в интенсификации пассажирского движения на развиваемых Московских центральных диаметрах. 
Сергей Плетнев

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Cегодня в СМИ