Новости дня

Реклама

105 лет вагонам-ресторанам в России

Пассажирские перевозки | Пятница | 24.01.2020 | 05:45
 
Вагоны-рестораны для российского пассажира – не только место для приёма пищи, но и возможность посидеть с чашечкой кофе в уютной обстановке
105 лет вагонам-ресторанам в России
фото: Иван Куртов
В 2020 году исполняется 105 лет с момента появления в России вагонов-ресторанов. Впервые отправившись в путь в 1915-м, они заняли прочное место в сердцах пассажиров.

– Сейчас в рабочем парке Северо-Западного филиала АО «Федеральная пассажирская компания» находятся 80 вагонов-ресторанов, – сказал начальник Северо-Западного филиала Михаил Поярков, – в настоящее время вагоны-рестораны имеются в фирменных поездах, в поездах с вагонами повышенной комфортности и в следующих к черноморскому побережью. В период летней оздоровительной компании, по заявкам организаторов детского отдыха, в поезда включаются вагоны-рестораны для обеспечения питанием детских групп.

С появлением «Сапсанов» несколько поездов, курсирующих между двумя столицами, отменили и, как следствие, сократилось количество эксплуатируемых вагонов-ресторанов. Однако большинство составов, которые компания приобретает в последнее время, снабжены ресторанами.

– Сейчас к нам приходит двухэтажный подвижной состав, с вагонами-ресторанами нового поколения, – говорит начальник сектора организации питания пассажиров Северо-Западного филиала Константин Пискарёв. – В этих вагонах возможно применять новые формы инновационного обслуживания пассажиров, которые и обеспечиваются операторами питания бортового сервиса.

С конца 1980-х годов прошлого века обслуживание вагонов-ресторанов отдано арендаторам. А поскольку ресторанное дело в последние годы активно развивается, и залы общественного питания на колёсах тоже пережили немалые перемены.

– На втором этаже новых двухэтажных вагонов-ресторанов отечественного производства – просторный зал для посетителей, а на первом – технологические, служебные и бытовые помещения, а также бар, – проводит экскурсию по вагону технический директор Санкт-Петербургского отделения по обслуживанию вагонов ресторанов ООО «Торговый дом Мархлевка» Алексей Шкляров. – Кухня вагона-ресторана оборудована по последнему слову техники: кроме холодильного и теплового оборудования на ней установлены современные духовые шкафы, пароконвектоматы и профессиональные микроволновые печи. А для доставки готовых блюд из кухни на первом этаже в зал на втором и посуды из зала вниз есть лифт. Моечное и кухонное отделения технически разделены.

Кстати, современное оборудование получили не только вагоны нового образца: теперь ими оснащены и составы, проверенные временем. При этом о каких бы составах ни шла речь, вся работа вагонов-ресторанов строго контролируется специалистами СЗ ФПК.

– Перед каждым рейсом мы проверяем техническое состояние всех вагонов, включая вагоны-рестораны, – поясняет начальник поезда № 25/26 «Смена. Августин Бетанкур», следующего по маршруту Санкт-Петербург – Москва, Олег Соколов. – Просматриваем документы, подтверждающие дату закупки продуктов и срок их годности, дегустируем пищу. Напомню, что теперь пассажиры могут заказать зав­трак или обед как в кассе во время покупки билетов, так и у проводника после начала движения.

Какими бы строгими ни были проверки железнодорожников, самыми требовательными ценителями работы ресторана являются пассажиры. В каждом рейсе директор вагона-ресторана, проводники пассажирских вагонов и начальник поезда обязательно проводят среди них опрос, интересуясь качеством питания и сервиса в поезде. Наиболее активные клиенты по собственной инициативе оставляют свои отзывы и пожелания в электронной или в бумажной версии «Книги жалоб и предложений».

Как и любой современный клиенто­ориентированный пункт общественного питания, вагон-ресторан является активным поставщиком новых услуг.

– Меню вагона-ресторана ежегодно пересматривается. Кроме того, постоянно вводятся спецпредложения, приуроченные к праздничным и памятным датам, – рассказывает Алексей Шкляров. – Так, например, сейчас, помимо основного меню, действуют специальные – «Зима» и «День компании ФПК», разработанное в честь 10-летия компании-перевозчика. В первые дни января пассажирам предлагалось «Новогоднее меню» с традиционным оливье и шампанским. А скоро, в канун 75-летия со дня Великой Победы, мы введём в рацион «Меню Победы».

Кроме того, примерно раз в квартал меняется ассортимент гарантированного питания, входящего в стоимость проезда. Эта услуга предоставляется как в зале вагона-ресторана, где теперь можно сделать заказ, воспользовавшись меню, так и в своём купе, где работники вагона-ресторана осуществляют разносную торговлю. Во многих поездах СЗ ФПК действует мультимедийный портал «Попутчик», через который пассажиру не сложно совершить заказ в вагоне-ресторане прямо со своего гаджета, не выходя из купе.

Интересно, что с благодарностью отмечая обилие разнообразных услуг, широчайшее меню и отличный сервис, некоторые пассажиры уверены, что атмосфера, присущая вагонам-ресторанам советского времени, исчезла. Теперь здесь не встретишь компаний, распевающих песни и до утра рассказывающих анекдоты. Официанты нарушения порядка и спокойствия посетителей ресторана не допускают.

И всё же вагоны-рестораны – это целая эпоха. Они всегда были местом скорее общения, чем питания. И вряд ли среди людей, чей возраст перевалил за 40, найдутся те, в памяти которых не возникнет хотя бы одного светлого и весёлого воспоминания, связанного с вагонами-ресторанами. Эти заведения, с красиво задрапированными шторами и накрахмаленными салфетками, сопровождают во время путешествий не одно поколение наших соотечественников. И если во время ночной поездки между двумя столицами ещё можно обойтись без их посещения, то в случае более длительного вояжа они становятся непременным атрибутом поездки по железной дороге.

Елена Харламова / Газета «Октябрьская магистраль»

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Cегодня в СМИ