Новости

Реклама

Борьба с перекупщиками выходит на государственный уровень

Пассажирские перевозки | Вторник | 03.12.2019 | 08:47
 
В Казахстане ужесточили ответственность за перепродажу железнодорожных билетов
Борьба с перекупщиками выходит на государственный уровень
фото: Depositphotos/Legion-Media
В Казахстане ужесточили ответственность за перепродажу железнодорожных билетов, чтобы решить проблему дефицита, особенно в пиковые периоды перевозок. Спекулянтов, которых дважды поймали на махинациях, оштрафуют на 500 тыс. тенге ($1,3 тыс.). Соответствующие поправки в законодательные акты, регулирующие железнодорожный транспорт, принял в первом чтении мажилис республики.

По оценке председателя мажилиса Нурлана Нигматулина, Министерство индустрии и инфраструктурного развития (МИИР), которое курирует железнодорожную отрасль, не предложило системных, комплексных или даже разовых мер, чтобы решить застарелую проблему с дефицитом билетов.

Поэтому сейчас нет никаких препятствий для процветания незаконного, но прибыльного бизнеса. Спекулянты предлагают свои услуги пассажирам, желающим уехать, прямо на перронах вокзалов. То есть нужны срочные и действенные меры, чтобы пресечь эти каналы торговли.

Как пояснил «Гудку» член комитета по экономической реформе и региональному развитию мажилиса Павел Казанцев, депутаты проанализировали ситуацию и стало понятно, что есть несколько причин дефицита проездных. Одна из них кроется непосредственно в системе управления продажей билетов – АСУ «Экспресс», которую в АО «НК «Казахстан темир жолы» (КТЖ) начали применять ещё в советские времена. Программа часто давала сбои, на этом и наживались перекупщики, тем более что билеты продавались не именные. Основные манипуляции шли на групповых закупках, когда с открытием продажи за несколько минут сразу выкупалось несколько вагонов в составе. А затем через сговор с билетными кассирами или по другим схемам билеты сбывали.

«Сейчас этот блок проблем устранён, так как КТЖ пять месяцев назад перешли на новую систему электронной продажи билетов Mobius. В ней исключена анонимная групповая закупка проездных документов, так как необходимо вводить данные паспорта на каждого пассажира и появился «Лист ожидания» свободных билетов. Однако теперь спекулянты ушли работать на перроны вокзалов и работают в сговоре с билетными кассирами, то есть предлагают «достать» билет по знакомству. Второй вариант – освобождающиеся от брони места за четыре часа до отхода поезда, о чём знают далеко не все пассажиры. Другой момент, когда КТЖ при пиковых нагрузках в праздничные, выходные дни цепляют к составу дополнительные вагоны. То есть появляются свободные билеты, о которых также людям неизвестно. На таких лазейках и процветает перепродажа, но они никак не регулируются законом, поэтому мы на рабочей группе приняли решение предусмотреть наказание», – говорит Павел Казанцев.

По его словам, депутаты вернули в нормативные отраслевые акты статью Кодекса об административных правонарушениях (КоАП, «Приставание в общественных местах»). Она была отменена в 2018 году на волне декриминализации законодательной базы. В прежнем варианте размер штрафа был установлен в размере 5 МРП (месячный расчётный показатель, используется для исчисления пособий, социальных выплат, штрафных санкций, налогов и других платежей). Одновременно депутаты увеличили размер штрафа до 100 МРП – 252,5 тыс. тенге ($655,8), если спекулянт попался на перепродаже первый раз, и 200 МРП ($1,3 тыс.) за вторичное правонарушение. Наказывать будут тех, кого поймали буквально за руку во время рейдов с правоохранительными органами на вокзалах, станциях, перронах или с помощью скрытых покупателей, а также по жалобам пассажиров.

Но, как ранее писал «Гудок», в КТЖ настаивали на введении уголовной ответственности для перекупщиков.
«Мы обсуждали этот вопрос с представителями Генеральной прокуратуры и министерствами внутренних дел, юстиции. Но во мнениях не сошлись, так как для уголовной ответственности нужна большая доказательная база и меры воздействия должны быть дифференцированы в зависимости от степени общественной опасности правонарушения. Если мы введём в Уголовный кодекс какое-то количество билетов, спекулянты тут же этим воспользуются и будут продавать безнаказанно на один меньше. Возможно, через некоторое время мы вернёмся к обсуждению идеи, пока, считаем, достаточно административной ответственности», – уточнил Павел Казанцев.

Третьим фактором, который провоцирует дефицит, в мажилисе считают нехватку пассажирских вагонов. В настоящий момент в эксплуатации КТЖ находится 2,5 тыс. пассажирских вагонов, 46% которых в неудовлетворительном состоянии.

По словам председателя правления КТЖ Сауата Мынбаева, за 2016–2019 годы компания купила 265 новых вагонов и списала 449 старых, что отразилось на пассажирообороте, он снизился на 5% по сравнению с 2018 годом. В течение пяти следующих лет запланировано приобрести ещё 600 единиц нового подвижного состава.
«Мы также определились, что КТЖ больше не будут закупать вагоны «Тулпар-Тальго», они в три раза меньше вмещают пассажиров и очень дорогие. Принято решение законтрактоваться с российским Тверским вагоностроительным заводом, подвижной состав которого по нескольким параметрам значительно лучше», – отметил Павел Казанцев.

Принятым блоком поправок также предусмотрено создание новой дочерней компании КТЖ – АО «Пассажирские локомотивы», чтобы снизить финансовую нагрузку на сегмент грузовых перевозок. Напомним, эту идею с подачи КТЖ активно продвигает МИИР, так как услуги по перевозке пассажиров убыточны и субсидируются государством за счёт средств республиканского и местного бюджетов. При этом ежегодный объём получаемых субсидий всеми перевозчиками не менялся в течение последних пяти лет. В частности, в 2018 году размер государственных субсидий составлял 30,1 млрд тенге ($77,7 млн). В то же время фактические расходы только на предоставление услуг магистральных международных сетей и локомотивной тяги в пассажирском движении достигли 138 млрд тенге ($356,4 млн). При этом КТЖ за них получили 36 млрд тенге ($92,9 млн) дохода, а кросс-субсидирование пассажирских перевозок значительно превышает эту сумму – 102 млрд тенге ($263,4 млн), то есть в три раза больше выделенных субсидий.

Как пояснил министр индустрии и инфраструктурного развития Бейбут Атамкулов, сейчас в республике кроме национального перевозчика работают два частных, но в будущем планируется реформировать отрасль и открыть доступ на магистральную сеть другим грузовым операторам для развития конкуренции. Законопроект предусматривает введение балансирующей платы перевозчиков грузов в поддержку пассажирских, то есть кросс-субсидирования. На первом этапе, в 2020 году, такую плату будут платить только КТЖ, в 2021 году – уже все участники рынка грузовых перевозок. Компания «Пассажирские локомотивы» станет получателем субсидий за тягу и сеть, взамен предоставляя перевозчикам свои услуги по сниженной цене.

Законопроект планируется оперативно рассмотреть во втором и третьем чтениях, а затем передать на одобрение в сенат, чтобы с 1 января 2020 года весь блок поправок вступил в законную силу, резюмировал Павел Казанцев.
Елена Кудрявцева

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Cегодня в СМИ