Новости

Реклама

В рейсе новобранцы становятся бойцами

Пассажирские перевозки | Четверг | 01.08.2019 | 13:06
 
Работа проводником для молодых людей – это ответственность и опыт общения
В рейсе новобранцы становятся бойцами
фото: ИВАН КУРТОВ/ИД «ГУДОК»
Каждый год приблизительно половина проводников студенческих отрядов впервые отправляются в рейсы. Кроме азов профессии ребята осваивают навыки общения и впервые же отмечают профессиональный праздник – День железнодорожника. Для них первое лето в качестве проводников становится незабываемым опытом.

В этом году в вагонном участке Санкт-Петербург-Московский Северо-Западного филиала АО «ФПК» начали работу 1006 бойцов студотрядов со всей России. Порядка половины из них впервые выходят в рейсы. 25 июля в резерве проводников люди заходили и выходили из кабинетов, кто-то стоял в коридоре и переговаривался с коллегами, кто-то заполнял бумаги, а часть проходила многочисленные инструктажи. В 8.00 утра явка была назначена и бригаде поезда Санкт-Петербург – Архангельск. Он отправлялся в 14.39 с Ладожского вокзала, но уже в 8.00 поездная бригада начинала готовиться.

Проводниками этого рейса были ребята двух студотрядов – «Эдельвейса» из Удмуртии и «Чугун Щул» из Чувашии. В комнате для инструктажей их собралось 24 человека, в их числе 16 первогодков. У каждого из ребят есть «студенческий навигатор», туда занесены мобильные телефоны специалистов – от командира их отряда до начальника филиала АО «ФПК». Михаил Поярков, начальник Северо-Западного филиала АО «ФПК», рассказывает, что и ему иногда звонят бойцы студотрядов. Как важен первый опыт, он знает по себе, три года отработал в студенческом отряде «Смена». «До сих пор помню первую стажёрскую поездку, – вспоминает он. – Было очень интересно, у меня была тяга к общению, очень много эмоций, всё было интересно. Хотел ездить на новых маршрутах, смотреть новые города. Чувство ответственности пришло, когда сам разместил 36 пассажиров и понял, что они едут со мной до Москвы, мне за них отвечать и надо довезти в целости, сохранности и в хорошем настроении. Опыт работы в студотряде не забывается никогда».

Михаил Поярков говорит ребятам слова напутствия перед рейсом: «Вы теперь железнодорожники. Опыт, который вы приобретёте на этой работе, поможет не только в поездках, а будет помогать всю жизнь».

Инструктор по работе со студенческими отрядами Ксения Кадрова напоминает ребятам, как устроен вагон, какие в нём есть провода, ключи, зачем это всё нужно и главное – как принимать вагон, на что следует обращать внимание. В помощь первогодкам не только инструктор и начальники филиала АО «ФПК», но и их собственный командир. Он есть в каждом отряде. Это такой же студент, как и они, только отработавший уже не менее года. «Этот опыт работы всё меняет в головах. Когда едешь в вагоне, общаешься с огромным количеством людей, слушаешь много историй, – делится командир отряда «Эдельвейс» Мария Данилова. – Здесь нет Интернета и есть огромное количество времени для самоанализа. Почти все начинают читать книги – от Дарьи Донцовой до энциклопедий. Люди здесь становятся самостоятельными».

Пока мы идём к поезду, ребята делятся впечатлениями от работы, от первых поездок и сами смеются над своими страхами. «Сначала ничего не понятно, – рассказывает Мария Данилова. – Говорят, например, идите на 90-й путь, там стоит «Москва-2930». «А мне было в первой поездке очень страшно, руки тряслись, когда билеты проверял. Первое время пугала ответственность. Когда же понял, что всё хорошо, стало легче. Работой я доволен: хотел страну посмотреть, научиться работать с людьми, общаться. Компания «РЖД» очень хорошая, тут нет равнодушного отношения ни к работе, ни к людям», – говорит Григорий Костин.

Подавляющее большинство ребят рассказывали, что их решение пойти в студотряд проводников во многом связано с желанием набраться опыта общения с людьми. Среди них нет будущих железнодорожников, а есть будущие финансисты, фармацевты, повара, физики, юристы. И все они пришли, чтобы расширить свои представления о мире и людях, в чём железная дорога им здорово помогает.

«Эмоционально было сначала тяжело, я же привыкла к дому, к маме. А тут приходится быть самостоятельной и ответственной, в дальнейшем это мне поможет. Учусь на юриста, планирую работать прокурором. Мне пригодится этот опыт: уже сейчас понимаю, как надо общаться, а как не надо», – рассказывает Елизавета Сафонова. У бойцов студотрядов также появляется опыт работы на железной дороге. Здесь они узнают, что такое дисциплина, внимательность, бережное отношение к имуществу, ведь они несут материальную ответственность за всё, что находится в вагоне, включая подстаканники. Если пассажир возьмёт подстаканник с собой в качестве сувенира, его стоимость вычтут из зарплаты проводника. «Мы умные, – улыбается Елизавета. – Когда у нас просят подстаканник, мы его даём и спрашиваем, на каком месте едет пассажир. Люди понимают, что мы их запомнили». У железнодорожников есть профессиональные суеверия. Например, не следует класть вагонные ключи на стол. А выметать мусор из вагона надо от двери, а не наоборот. «Меня недавно поразил такой момент: ехали поздно вечером, все пассажиры легли спать, и я слышу посторонний шум – думала, это в вагоне кто-то поёт. Прошла по вагону – всё тихо, вернулась к себе, и снова этот звук. Подумала, может, под вагоном что-то. Потом мне командир рассказала, что этот эффект называется «поющие рельсы». Едешь и как-будто слушаешь пение, звук мелодичный, протяжный – очень красиво, я стала вслушиваться», – делится Елизавета Сафонова.

В поезде тем временем идёт приёмка вагонов. Юные проводники снуют из купе в купе. Командир отряда переспрашивает у новеньких время стоянок всех станций, которые они проедут. А в соседнем вагоне будущий повар Рафаил Сапожников тягает тюки с бельём, закидывает их на верхние полки. «Бодибилдером тут станешь очень быстро», – улыбается он. Рафаил полон энтузиазма. Он рассказывает, что на зарплату проводника уже купил себе велосипед, и говорит, что хочет заработать на новый телефон, наушники и, если хватит, на музыкальный плеер. Но это не главный мотив Рафаила работы на железной дороге. «Когда мне было 10 лет, я жил в детском доме. Я был двоечником и очень вспыльчивым. Мне тогда сказали, что я не смогу работать в РЖД, мол, туда таких не берут, – рассказывает он. – Когда узнал, что есть Российские студенческие отряды, в моей голове перещёлкнуло. Решил доказать, что смогу работать в РЖД. Более того, я вижу, что эта работа меняет меня в лучшую сторону, я учусь владеть эмоциями, общаться с людьми».

Напарница Рафаила Роза Александрова, в будущем специалист по солнечной энергетике и нанотехнологиям, производит впечатление тихой и очень вдумчивой девочки. Она улыбается и негромко говорит: «А я узнала о себе, что я всё-таки общительная. А про железнодорожников думаю, что они очень смелые люди».

На начальнике поезда Вадиме Шахворостове в своём роде двойная ответственность. Кроме пассажиров он следит ещё и за юными проводниками. Вадим рассказывает, как старается их учить и как важна в этой связи дисциплина. Ведь ближе к утру дремота нападает не только на пассажиров, но и на новичков-проводников. Надо следить, чтобы они не пропустили станцию, не забыли открыть двери. Да и вообще, по сути, это ведь дети, которые чуть ли не впервые оказываются вдалеке от домов и родителей. «Учу их, что к работе надо относиться с полной отдачей, – рассказывает Вадим. – Также важно, чтобы они поняли – работа должна быть любимой, иначе в ней нет смысла. Этот жизненный принцип работает не только на железной дороге, просто тут его видно лучше и почувствовать можно сильнее».

При всей строгости и требовательности профессии железнодорожника, и проводника в частности, у ребят есть и возможности для большего – для дружбы и товарищества. В конце каждого рейса они пьют чай и рассказывают друг другу, какие случаи с ними произошли. А на День железнодорожника начальник поезда их обязательно поздравит. Всё-таки это будет их первый в жизни профессиональный праздник.

Яна Позолотчикова,
соб. корр. «Гудка»
Санкт-Петербург

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Cегодня в СМИ