Новости

1 ч
2 д
3 д

Реклама

Мультимодальные перевозки открывают для пригородных компаний новые направления развития бизнеса

Пассажирские перевозки | Среда | 13.03.2019 | 14:20
 
Более 100 мультимодальных маршрутов «поезд + автобус» действовали в России в начале года. В это число входят как сезонные или туристические – из областных центров на популярные курорты, так и постоянные, связывающие агломерации с районными центрами.
Мультимодальные перевозки открывают для пригородных компаний новые направления развития бизнеса
фото: Иван Шаповалов/Пресс-служба ОАО "РЖД"
Мультимодальные перевозки рассматриваются участниками рынка как перспективный продукт транспортной отрасли. Но в данный момент развитие мультимодальности сдерживается определёнными барьерами. Это отсутствие нормативной базы для формирования экономически обоснованных тарифов на единые билеты (поезд + автобус) и неопределённость с распределением ответственности перед пассажирами.

Потенциал для развития

Мультимодальные перевозки можно назвать одним из недооценённых резервов развития пригородных пассажирских компаний.

«Бесшовность перевозки в сочетании с выгодными тарифами для пассажиров позволяет пригородным компаниям предлагать полный цикл услуг по перевозке от пункта отправления до пункта назначения», – считает заместитель начальника Центра по корпоративному управлению пригородным комплексом ОАО «РЖД» (ЦОПР) Руслан Лисневский.

По данным ЦОПРа, в 2018 году организовано 110 мультимодальных маршрутов с участием пригородных пассажирских компаний и автобусных перевозчиков. За год по этим маршрутам перевезено 166 тыс. пассажиров. Для дальнейшего развития смешанных перевозок на полигонах 24 пригородных пассажирских компаний определены более 200 вокзалов и остановочных пунктов, имеющих потенциал для организации и развития мультимодальных перевозок.

Мультимодальные системы помогают расширить «меню» удобных маршрутов, предложив пассажиру вариант, который он самостоятельно мог и не найти», – подчёркивает руководитель направления «Железнодорожные билеты» сервиса путешествий «Туту.ру» Максим Корсаков. «Сейчас необходимо объяснить пассажиру, что такое мультимодальная перевозка и почему это хорошо и удобно», – считает он.

Единый билет и единый оператор

Обеспечить дополнительный импульс развитию комбинированных поездок должны принятие федерального закона о смешанных перевозках и создание единых операторов.

«Нет закона, позволяющего работать с пассажиром единым проездным документом при участии в процессе перевозки нескольких перевозчиков, – объясняет генеральный директор пригородной пассажирской компании «Содружество» Азат Ахметшин. – Мы должны давать пассажиру два билета – для проезда по железной дороге и на автобусе. К проекту закона у компании «Содружество» есть вопрос, связанный с порядком расчёта тарифа. Сегодня тарифы рассчитываются на разные виды перевозок отдельно. Перед органами регулирования стоит задача произвести расчёт комбинированного тарифа».

В то же время в отрасли уже есть примеры использования единого билета. На финляндском направлении Октябрьской железной дороги пассажиры АО «СЗППК» могут воспользоваться абонементом «#нампопути». Он действителен во всех пригородных поездах, курсирующих между Санкт-Петербургом и Выборгом, между Выборгом и станцией Удельная, а также в автобусах, следующих по 12 регулярным маршрутам в Выборге.

«В 2019 году за счёт расширения действия абонемента на все направления от головных вокзалов Санкт-Петербурга появится возможность расширения мультимодальных перевозок, поскольку в зону его действия – 30 км – попадают практически все города-спутники», – пояснил генеральный директор Северо-Западной пригородной пассажирской компании Виталий Григорьев.

Продажи единого билета «поезд + автобус» в электронном виде планирует и Центральная пригородная пассажирская компания. ЦППК рассматривает возможность оформления таких билетов в собственном мобильном приложении. Опция оформления единого билета «трансфер + электричка» может появиться в билетопечатающих автоматах.

ЦППК развивает мультимодальные маршруты уже два с половиной года. Первый такой маршрут станция Пушкино ярославского направления – микрорайон Новое Пушкино стартовал в сентябре 2016 года. На данный момент компания организует движение по трём мультимодальным маршрутам. Пассажиропоток всех мультимодальных направлений ЦППК в 2018 году превысил 270 тыс. человек. За счёт перевозок в формате «поезд + автобус» оператор обеспечил комфортные поездки для жителей новых жилых комплексов в Московской области.

Новые услуги

Комбинированные маршруты обусловили изменения в экономической модели пригородных компаний – операторы выходят на рынок автобусных перевозок и закупают автобусы. Например, компания «Содружество» приобрела пассажирский автобус вместимостью 53 человека для перевозки пассажиров между микрорайоном Южный Парк в Казани и платформой Юбилейная на участке Казань – Аэропорт. Решение о расширении комплекса услуг оператор принял для упрощения расчётов за перевозки и гарантированного обеспечения самого трансфера.

Собственным парком автобусов оперирует и Центральная ППК.

Как подчеркнул заместитель начальника Центра по корпоративному управлению пригородным комплексом ОАО «РЖД» Руслан Лисневский, введение услуги мультимодальной перевозки открывает для пригородных пассажирских компаний источник привлечения дополнительных пассажиров и, следовательно, роста доходов железнодорожных операторов.

Вместе с тем возможный рост пассажиропотока за счёт мультимодальных поездок не позволит пригородным компаниям стать полностью независимыми от субсидирования.

«Совсем уйти от дотаций пригородным пассажирским компаниям не удастся, так как тариф на перевозки, устанавливаемый регионом, ниже, чем экономически обоснованный тариф.

Мультимодальные перевозки способны привлечь дополнительных пассажиров, но не в том количестве, чтобы повлиять на уменьшение субсидий», – считает генеральный директор АО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания» Анатолий Кузнецов.
  
«За счёт мультимодальных перевозок мы не уйдём от субсидирования на пригородных маршрутах, поскольку доходы от данного вида деятельности не покрывают расходов в полной мере», – согласен с ним Азат Ахметшин.

Автотранспортные предприятия, участвующие в смешанных перевозках, также считают, что стоимость билета не покрывает фактических расходов. Ситуацию осложняет популярность онлайн-сервисов поиска попутчиков. Это снижает пассажиропоток автобусных перевозчиков и ППК. В среднем автоперевозчики теряют от 5% до 15% пассажиров, железнодорожные – от 3% до 7%.

Ещё один ключевой вопрос для участников рынка – распределение ответственности перед пассажирами. Решением этой проблемы может стать создание в регионах единых операторов. Именно оператор прямой смешанной перевозки и должен, по мнению участников рынка, нести ответственность перед пассажиром за весь процесс перевозки и доставки его до пункта назначения.

«Максимальный эффект от мультимодальных перевозок будет достигнут в том случае, если произойдёт консолидация пригородного железнодорожного и автобусного транспорта и будет определён единый транспортный оператор. Это позволит исключить дублирующие маршруты, согласовать расписание автобусного транспорта с железнодорожным и, следовательно, привлечь в пригородные электропоезда дополнительных пассажиров», – полагает Анатолий Кузнецов.

Соответствие запросам

Для расширения сети мультимодальных маршрутов прежде всего нужна инициатива со стороны самих пригородных пассажирских компаний, убеждён Руслан Лисневский: «Так как во многом сложившиеся схемы перевозки и обслуживания пассажиров, может быть, и являются привычными, но при этом уже не отвечают современным требованиям и запросам людей. ОАО «РЖД» и пригородные компании со своей стороны могут предложить развитую инфраструктуру, наработанные компетенции по обслуживанию пассажиров, конструктивное и выстроенное взаимодействие с местными органами власти».

Для упрощения и ускорения выстраивания договорных отношений между пригородными пассажирскими компаниями, автобусными перевозчиками и подразделениями ОАО «РЖД» на сегодняшний день разработаны типовые стандарты по организации комплексного обслуживания пассажиров с использованием различных видов транспорта, примерные формы договоров между участниками мультимодальных перевозок. «Так что базовый набор рекомендаций и алгоритм действий проработан, осталось планомерно, шаг за шагом двигаться вперёд по развитию мультимодальных перевозок в холдинге «РЖД», – отметил Руслан Лисневский.

Блиц

В каком случае мультимодальность может быть оказать положительное влияние на экономику транспортной компании? На этот вопрос Gudok.ru ответили в ОАО «ИПОПАТ», которое сотрудничает в организации мультимодальных перевозок с АО «Содружество».

«На наш взгляд, система мультимодальных перевозок сможет быть максимально эффективной только при разработке в каждом городе единой концепции, в том числе предусматривающей вопросы экономики городского транспорта, включенного в мультимодальные перевозки, - говорится в ответе ОАО «ИПОПАТ». - Пока реализация находится на уровне решения отдельных перевозчиков, серьезных экономических результатов от реализации проектов для городского транспорта не предвидится. Данный проект для крупных предприятий, каким является АО «ИПОПАТ» - это вопрос повышения комфортности сервиса, лояльности пассажиров».

Изменится ли экономика мультимодальных перевозок после принятия ФЗ «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках»? На этот вопрос Gudok.ru ответили в АО «Автоколонна-1880», которое участвует в организации мультимодальных перевозок с Байкальской пригородной пассажирской компанией.

«Федеральный закон «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках» направлен в первую очередь на обеспечение системного регулирования основных отношений между транспортными организациями для своевременного и качественного обеспечения потребности физических лиц в перевозках в прямом смешанном сообщении, в связи с чем говорить сейчас об экономической эффективности мультимодальных перевозок преждевременно, - говорится в ответе АО «Автоколонна-1880». - Организация прямых смешанных перевозок пассажиров должна предполагать наличие единого оператора по взаимодействию двух видов транспорта, что в свою очередь отсутствует в данном проекте Федерального Закона. Таким образом, представляется целесообразным в структуру законопроекта включить положение об операторе прямой смешанной перевозки – лице, несущем ответственность перед пассажиром за весь процесс перевозки и доставки его до пункта назначения».

Читайте также на сайте Gudok.ru мнение по теме мультимодальных перевозок генерального директора пригородной пассажирской компании «Содружество» Азата Ахметшина, доцента кафедры «Управление транспортным бизнесом и интеллектуальные системы» Института управления и информационных технологий Российского университета транспорта (МИИТ) Екатерины Копыловой и президента ассоциации «Единая транспортная система "Автобусные линии страны"» Бориса Лорана.
Тимур Бек

Cегодня в СМИ