01 декабря 2022 20:02

Война после победы

8 марта 1920 года в селе Кордышевка под Винницей, нынешней вотчине украинских националистов«западенцев», родился в крестьянской семье один из самых ярких советских военных писателей – Иван Фотиевич Стаднюк.

Вотличие от тех, кто ужасов коллективизации и «голодомора» не познал, но громче всех кричит теперь, что это был «москальский геноцид» над украинским народом, Стаднюк сполна изведал горести и лишения той поры, однако никогда не утверждал (даже тогда, когда это стало «можно»), что в них виноват братский русский народ.

Как и многие украинские писатели, Стаднюк писал по-русски и считал русский родным языком.

Поэтому сомневаюсь, что нынешняя юбилейная дата будет отмечена у него на родине: 80-летие, насколько мне известно, не отмечали ни в Виннице, ни в Киеве...

Между тем Иван Фотиевич – автор известного на весь бывший Советский Союз сборника рассказов (1952 год) и сценария фильма «Максим Перепелица» (1955), где живо и с юмором показаны украинский народный характер, его лучшие черты. Известно:

если имя героя какого-либо писателя становится нарицательным, то это свидетельство настоящей, не придуманной славы. Так и Перепелица открыл собой череду типажей, при упоминании которых возникает улыбка, – Иван Бровкин, ефрейтор Збруев... Любопытно, что на всех этих персонажах, несмотря на требования «социалистического интернационализма», лежит яркий отпечаток «местного колорита»: Перепелица – украинец, Бровкин – кубанский казак, Збруев – сибиряк...

В 1941 году Иван Стаднюк окончил военно-политическое училище и отправился служить в Белоруссию. Там он и встретил войну.
Поэтому трагические дни гитлеровского вторжения, о которых он писал в своих произведениях, были выстраданы им лично.

В годы войны Стаднюк работал в фронтовых газетах. Став помимо своей воли писателем-«баталистом», Иван Фотиевич остался верен этой теме до конца жизни.

Прославившись в 50-х годах «Максимом Перепелицей», Стаднюк тем не менее одно из лучших своих произведений, роман «Люди не ангелы», создал в 1962 – 1965 годах. Роман этот носит отчетливый автобиографический характер. Он рассказывает о судьбе деревенского мальчика-сироты Павла Ярчука (в котором легко угадывается сам Стаднюк) и его отца Платона в годы коллективизации и Великой Отечественной войны.

Они описаны правдиво, без всяких попыток приукрашивания действительности. Само название романа выразительно говорит о нравственной и гражданской позиции Стаднюка: люди не ангелы, но и не исчадия ада, в их сердцах есть место жертвенности и высокому подвигу. Ныне роман этот несправедливо забыт, а в 60-е годы, помню, он активно обсуждался и на полках не залеживался.

С 1970 года и до конца своих дней писатель работал над романом-эпопеей «Война» (он так и остался незаконченным). «Этот роман, – как писал критик В. Чалмаев, – одна из первых попыток русской военной прозы соединить «окопную правду» так называемой лейтенантской прозы с обобщающим началом, с оценкой войны и ее сражений... с позиции Генерального штаба, Ставки, с «кругозором» Верховного главнокомандующего». Не исключено, что этот принцип повлиял на другое знаменитое произведение, вышедшее вскоре после появления первой книги «Войны», – роман Владимира Богомолова «Момент истины» (1974).

Впервые после хрущевской «оттепели» одним из героев в романе Стаднюка стал И.В.Сталин.

Не имея больших оснований любить Сталина из-за голодного детства, Стаднюк, по своему обыкновению, описывает его непредвзято, правдиво. Консультировал писателя его многолетний собеседник В.М.Молотов, в объективности которого тоже не приходится сомневаться: Сталин репрессировал его жену, а самого подвергал нападкам в последние годы жизни.

Надо сказать, по мере работы над «Войной» Стаднюк попал под обаяние созданного им же образа. В кабинете его писательской дачи в Переделкине появился скульптурный портрет Сталина. Критик Михаил Лобанов в связи с этим описывает в своих мемуарах забавный случай: знаменитый поэт-«антисталинист» Евгений Евтушенко, будучи в 1973 году в гостях у Стаднюка, зашел к нему в кабинет и вдруг в упор столкнулся с бюстом Сталина.

«...Автор знаменитого стиха «Уберите Сталина из Мавзолея» как-то подтянулся и построжал, вероятно, уносясь памятью в свою поэтическую младость, когда он задорно кричал о своей любви к Иосифу Виссарионовичу».

Помимо портрета Сталина в «Войне» даны развернутые портреты Г.К.Жукова (тоже впервые в прозе), Б.М.Шапошникова, знаменитых деятелей оборонной промышленности В.А.Малышева и А.И.Шахурина. При этом верный своему принципу писатель не забывает и о простых героях – солдатах, офицерах. В «Войне» тоже имеются автобиографические черты – в частности, в образе политрука Иванюты.

Иван Фотиевич Стаднюк не дожил четырех дней до 50-летия Великой Победы. Помнится, тогда, впервые после 1991 года, 9 Мая отметили пышно, с воинским парадом и парадом ветеранов. Но в их колоннах не было Ивана Фотиевича...

В СМИ его смерть осталась почти незамеченной. То были фантасмагорические годы, когда национальный траур объявлялся, например, в связи с кончиной телеведущего и шоумена В.Листьева... А для писателя-фронтовика Стаднюка не нашлось даже простых теплых слов... Он умер в полном забвении, одиноким и больным. Но его правдивые книги остались и со временем, убежден, будут заново прочитаны нашими читателями.

Андрей ВОРОНЦОВ

Обретенные шедевры

Выставку «Из новых поступлений. 1993 – 2003», проходящую в Музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева, можно назвать отчетной.

На ней представлены произведения, собранные музеем за последние 10 лет. Среди них – иконы, литье, эмали, памятники рукописной и старопечатной книги XI – начала XX века.

Источники поступления в коллекцию весьма разнообразны – что-то было приобретено у частных лиц и организаций, что-то получено в дар, в том числе и от известных коллекционеров. А некоторые шедевры передали в музей правоохранительные органы.

Начиная с 1993 года в музейное собрание поступило более 1000 новых экспонатов. Из них для выставки отобрано 170 наиболее значимых и интересных.

«Можно сказать, – поясняет Татьяна Нечаева, заведующая научно-фондовым отделом музея, что каждый из них – шедевр. Особый интерес представляют вновь открытые произведения новгородских иконописцев, которые существенно обогатили наше представление об искусстве этого культурного центра. К ним относится уникальная икона середины – второй половины XV века «Апостол Тимофей и Иоанн Предтеча».

Помимо Новгорода на выставке широко представлено искусство и других художественных центров – Центральной России, Поволжья, Русского Севера.

Сотрудники музея гордятся, что в их собрании есть резные выносные кресты с живописными изображениями. Один такой крест XVI века появился в коллекции благодаря дару Виктора Бондаренко.

Заметным событием стало поступление в музейную коллекцию подписных произведений двух выдающихся иконописцев Оружейной палаты. Икону «Спас Нерукотворный» 1676 года с автографом Ивана Максимова, мастера миниатюрной живописи и ученика знаменитого Симона Ушакова, подарил музею коллекционер и известный музыкант Александр Липницкий. Другая икона – «Богоматерь с Младенцем на престоле» написана в 1690-е годы Карпом Золоторевым, который одним из первых в России стал использовать технику масляной живописи.

Коллекция монументальной живописи музея состоит из уникальных памятников, представляющих искусство Новгорода, Москвы и Поволжья XII – XIX веков. На выставке можно увидеть фрагмент стенописи с ликом неизвестной святой. По словам Татьяны Нечаевой, он является единственным в собрании образцом храмовой росписи московского круга времени правления Ивана Грозного. После поступления в музей эта фреска, расколотая на многочисленные кусочки, была собрана и отреставрирована.

Самый древний экспонат – в разделе прикладного искусства. Это двусторонняя икона, выполненная в технике высокой чеканки на серебряных пластинах.

Ее лицевая сторона была создана византийским мастером в XI веке. На ней изображена Богоматерь с Младенцем. Оборотная сторона с изображением святых мучениц Марины и Варвары была выполнена в XIII веке грузинским чеканщиком. В конце XVII столетия повелением Руисского епископа Филиппа Тактакидзе, которому принадлежали оба этих образа, их соединили в единое целое.

Среди книжных памятников выделяется фрагмент «Лествицы» Иоанна Синайского 1510 года, переданной в дар Владимиром Логвиненко. Эта книга была переписана Ферапонтом Обуховым в ИосифоВолоколамском монастыре при жизни преподобного Иосифа Волоцкого.

Часть рукописи хранилась в музее с 50-х годов прошлого века, а другая ее часть считалась утерянной.

Именно она и стала даром московского коллекционера. Благодаря этим листам восстанавливается целостность замечательного средневекового памятника, изысканные заставки которого являются великолепным образцом оформления древнерусской книги.

Ростислав НОВИКОВ

«В Измайловской роте, на первом повороте...»

В Санкт-Петербурге прошла конференция «Традиции и новации петербургской топонимики».

Историки, краеведы и члены топонимической комиссии при губернаторе отметили, что процесс возвращения исторических названий улиц и площадей в Петербурге идет крайне медленно.

Этой акцией было отмечено 80-летие топонимической комиссии, когда в 1925 году стартовала масштабная программа «переименования улиц царского или религиозного происхождения». Половине из них Смольный до сих пор не вернул исторических названий, остановив процесс в 1998 году.

С мая прошлого года остается без рассмотрения предложение комиссии о возвращении 45 названий городского ландшафта.

Среди них возвращение исторического имени Съездовской линии на Васильевском острове, площади и улице Восстания, десяти Советским улицам.

Правда, в предложенном списке отсутствуют 13 Красноармейских улиц, которые раньше назывались ротами Измайловской части. Эти улицы в Адмиралтейском районе города примыкают к одноименному проспекту и были неоднократно воспеты в русской литературе. Тем не менее предлагается мост и улицу Белинского переименовать в Симеоновские, улицу Ленина – в Матфеевскую и Широкую, Комсомола – в Симбирскую, Марата – в Николаевскую, Мира – в Ружейную, Радищева – в Преображенскую, Чапаева – в Большую Вульфова, площадь и улицу Труда – в Благовещенские...

Решения комиссии имеют рекомендательное значение, последнее слово – за губернатором города.

Валентина Матвиенко своим правом воспользовалась только один раз, присвоив имя академика Сахарова безымянной площади перед Дворцом культуры имени Кирова на Васильевском острове. Новый вантовый мост через Неву получил имя Большого Обуховского в результате народного голосования.

Вряд ли замена уличных знаков и адресов регистрации граждан составит большую статью расходов в бюджете города. Кроме того, в Петербурге есть немало спонсоров, которые готовы оплатить переименование улиц.

Алексей ЛЕБЕДЕВ,
соб. корр. «Гудка»
Санкт-Петербург

Фотофакт

В Дубровском районе прошли торжественные мероприятия, посвященные 40-летию со дня выхода на экран легендарного советского многосерийного телефильма «Вызываем огонь на себя». В связи с этим в Брянск приезжала творческая группа, участвовавшая в съемках кинофильма, во главе с режиссером-постановщиком народным артистом СССР Сергеем Колосовым и его супругой и исполнительницей главной роли народной артисткой СССР Людмилой Касаткиной. Они не раз бывали на родине героев в поселке Сеща. Здесь их знают и любят. Вот и в этот раз творческую группу встретили тепло и радушно.

Гости возложили цветы к монументу в честь Константина Поварова, Ани Морозовой и Яна Маньковского в Сеще, к братской могиле, посетили Сещинский музей интернационального подполья. В Доме культуры встретились с местными жителями.

На другой день их принял губернатор области Николай Денин. В кооперативном техникуме прошла встреча с молодежью и ветеранами Великой Отечественной войны, для которых это мероприятие стало настоящим праздником.

Владимир ГОРОВЫХ
Брянская обл.