09 декабря 2019 21:57

Проводник по жизни

Надежда Козырь сменила профессию в 50 лет

На жизненном пути бывают встречи, которые навсегда остаются в сердце. Заставляют самых разочарованных верить в то, что есть люди, готовые протянуть руку помощи, сказать слова поддержки. Именно таким человеком оказалась для меня проводник поезда № 234 Севастополь – Москва Надежда Козырь.
Так случилось, что билет в плацкартный вагон на этот поезд я приобрела на последние деньги. В путь отправилась даже без тёплых вещей. А ведь на дворе уже стояла глубокая осень. Об ужине и постели, конечно, и не мечтала. Проводник – немолодая женщина средних лет – проверила мой билет. Дежурно спросила: «Постель будете брать?» Я ответила: «Нет». «Дорога неблизкая», – предупредила она и пошла дальше по вагону. Каково же было моё удивление, когда через некоторое время подошла ко мне и сказала: «Пойдём ко мне, в служебное купе, – чайку попьём». Звали её Надежда Козырь.

Она и накормила меня, и чаем напоила, дала и тёплое одеяло, и постель… До самой Москвы Надежда опекала меня, делилась завтраками, обедом, ужином. И мне ничего не надо было ей объяснять, почему да по какому случаю оказалась в столь стеснённых обстоятельствах. Казалось, она всё про меня знает. Да и вообще, понимает всё и про всех. Такой женской мудростью, тактом обладает. Надежда больше рассказывала сама. И мне приоткрылась очень непростая судьба настоящей женщины, способной не только преодолевать трудности, но и мечтать, и совершенствоваться.

Оказалось, проводником Козырь стала в зрелом возрасте, когда ей уже исполнилось 50 лет. Родилась она, училась и создавала семью в Курске. После окончания педучилища устроилась воспитателем в детский сад. Занималась дошкольным образованием малышей. Свою работу любила так сильно, что двое сыновей и муж иногда даже ревновали её к чужим детям. Двадцать семь лет проработала Надежда дошкольным педагогом. У неё множество благодарственных писем, почётных грамот, министерских наград… Но однажды в её жизнь постучалась беда.
– Муж ушёл из жизни, когда младшему едва исполнилось три годика, старшему – двенадцать. Квартиры своей не было, – вспоминала Надежда. – А на дворе ещё то времечко – лихие 90-е. Многих тогда жизнь ломала. На моих глазах некоторые люди просто спились, потеряв работу, налаженный быт, перспективы… Честно говоря, иногда я не верила, что сумею выжить, вырастить детей. Но, видимо, сработали какие-то внутренние силы. Я и жильё пробивала, и сыновей поднимала, став для них и отцом, и матерью.

Конечно, она устала от многолетнего преодоления трудностей. Ей нужны были какие-то перемены. В общем, в начале 2000-х Надежда Козырь неожиданно даже для себя решила круто изменить свою жизнь – стать проводником пассажирского поезда. Произошло это случайно: увидела в газете объявление о наборе на курсы проводников. Вспомнила, как мечтала в молодости о путешествиях. И подумала: а почему бы не изменить привычный уклад жизни? Дети выросли. Можно теперь и о себе подумать. Родственники, знакомые отговаривали: «Тебе уже пятьдесят, в эти годы все стремятся к спокойствию…» Но отговаривали слабо. Знали, характер у Надежды сильный. Если уж поставит цель – обязательно добьётся.

Вот уже восемь лет Надежда Козырь работает проводником. В летнее время – на южном направлении. С приходом осени и до весны – ездит в Воркуту и обратно в Москву. Зарплата небольшая, зависит от количества и продолжительности рейсов. Но к её пенсии это солидная прибавка. А главное – столько людей интересных встречает она в пути!
– Каждый пассажир не только неповторимая личность, – делилась Надежда своими наблюдениями, – но и своеобразное зеркало того места, в котором он живёт. Например, жители Ухты, как правило, неразговорчивые, суровые. Такой отпечаток накладывает на них полярный климат. Многие из них – потомки заключённых, которые оказались в этих местах в результате сталинских репрессий. Непосильный труд сделал их несгибаемыми, и это качество они передали своим потомкам. Но зато какая роскошная природа на Севере! Особенно, когда цветёт тундра, превращаясь в яркий ковёр из кустарников, деревьев, трав.

Лицо проводницы даже помолодело, когда она рассказывала о дороге. А я думала: какой всё-таки талантливый она человек! Некоторые люди имеют большие деньги, колесят по свету в поиске новых впечатлений и ощущений. Но находят лишь усталость. А эта простая женщина смогла из окна поезда увидеть красоту нашего мира. Наверное, потому что в сердце её живёт большая любовь к самой жизни.

Наш разговор то и дело прерывали пассажиры: кто-то справлялся о времени в пути и ближайшей станции, кто-то просил чаю, у кого-то поднялось давление и понадобились таблетки… И всем она помогала, старалась решить проблему человека, который к ней обращался.
– Случается, что пассажирам приходится вызывать неотложную медицинскую помощь. А кого-то и ссаживать с поезда, передавая в руки правоохранительных органов, – рассказывает она. – Такова работа проводника. Не каждому она подходит. Эта профессия требует умения ладить с людьми, подстраиваться под них, но в иных случаях надо проявить и командирские качества. А ещё это всегда недостаток комфорта и разлука с близкими. Скажем, сезон летних перевозок к Крымскому побережью длится пять месяцев. В пик сезона работать зачастую приходится бессменно, бывая дома не более пяти дней в месяц. Можно смириться с этим. Но тогда работа будет в тягость. К счастью, для меня она в радость. Потому что я очень люблю не только дорогу и впечатления, с ней связанные. Но главное – людей.

Признаюсь, я не стала говорить Надежде, что её теплая и бескорыстная забота вернула мне силы и успокоила. Помогла пережить мою непростую ситуацию. Возможно, она уже обо мне и забыла и сейчас помогает какому-то другому пассажиру, переживающему личную драму. Но я этого проводника не забуду никогда. Согласитесь, на так часто мы встречаем человека, способного стать примером того, как надо относиться к людям.

Людмила Гуторова
Железнодорожный
Фото автора



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

Выбор редакции

Летний призыв