16 декабря 2019 03:21

Не стой на путях

Нормативная база должна нацеливать на рациональное использование вагонного парка

В настоящее время активно обсуждается проект поправок в Устав железнодорожного транспорта РФ, который закрепит принцип платности занятия инфраструктуры общего пользования свыше нормативного времени. Мнения участников рынка по этому вопросу неоднозначны.
В действующем уставе, как известно, отсутствуют положения, обязывающие владельцев вагонов оплачивать занятие путей общего пользования свыше нормативного времени, а практика показывает, что порожние вагоны могут находиться на них в ожидании груза довольно долго, превращая участок магистрали в своего рода парковку, одновременно увеличивая время оборота вагона на сети. По данным старшего вице-президента ОАО «РЖД» Анатолия Краснощека, к концу сентября он достиг 18,4 суток. Количество порожняка также постоянно растёт. «Каждые сутки на сети находится 40–45 тыс. порожних вагонов при потребности в 30–33 тыс., то есть 10–15 тыс., по сути, лишних вагонов, плюс дополнительная переработка. Всё это влечёт сетевые потери, исчисляемые миллиардами рублей», – пояснил он.

На введении платы за простой вагонов настаивало ОАО «РЖД». Минтранс начинание поддержал. «Раньше, когда грузовой подвижной состав принадлежал ОАО «РЖД», была плата за сверхнормативное пользование вагонами. Теперь мы собираемся ввести тариф за сверхнормативное пользование инфраструктурой», – заявил директор департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Минтранса России Вячеслав Петренко.

Причины появления законодательной инициативы, анонсированные авторами законопроекта, заключаются в желании нормализовать перевозочный процесс. Предполагается, что, если клиент начнёт платить перевозчику за занятие инфраструктуры, использование вагонов получит действенный стимул к оптимизации.

Многие из участников рынка уверены в том, что такие шаги действительно жизненно необходимы. «Если мы начнём стимулировать оператора хотя бы платой за простой на путях общего пользования, это будет первый шаг к улучшению ситуации», – считает генеральный директор ООО «Спецвагонтранс» Павел Иванкин. С ним соглашается заместитель генерального директора – директор по логистике ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания» Денис Илатовский: «Плата за простой – необходимая мера экономического стимулирования». Заместитель генерального директора по стратегии и развитию ПГК Алексей Лапиков также поддерживает введение платы за ненормативный простой порожняка, поясняя, что это «дисциплинирует оператора».

Но есть и другая точка зрения. По словам председателя НП «ОЖдПС» Ольги Лукьяновой, ОАО «РЖД» идёт по пути изменения законодательства, в частности для того, чтобы плата за занятие путей препятствовала желанию клиентов железных дорог к выставлению всевозможных претензий перевозчику.

Так или иначе, но возможных вариантов выхода из сегодняшней ситуации, сложившейся на сети РЖД, всего два: либо наращивать инфраструктуру, что потребует времени, либо использовать её более эффективно с помощью новых правил, стимулирующих качество. А по-хорошему необходимо и то, и другое.

Обсуждение проекта поправок в Устав железнодорожного транспорта довольно часто сводится к тому, что предлагаемый вариант требует балансировки из-за смещения акцентов в одну из сторон. Так, вице-президент НО «Союзгрузпромтранс» Виктор Евпаков считает, что надо вводить плату при отстое вагонов на инфраструктуре не только общего, но и необщего пользования, при этом плата для предприятий и владельцев инфраструктуры необщего пользования может формироваться на договорных условиях.

Нередко грузовладельцы, которые зачастую являются и владельцами путей необщего пользования, сообщают о случаях задержек вывоза порожних вагонов с территории предприятия, которые могут длиться по нескольку суток. Операторы, со своей стороны, объясняют, что вывоз вагонов в таких случаях не всегда возможен из-за отказа перевозчика, мотивированного техническими или технологическими причинами. Поэтому адвокат НП «Совет операторов железнодорожного транспорта» Светлана Брокар настаивает на комплексных изменениях в уставе: «Мы за то, чтобы были прописаны правила отказа, если перевозчик не принимает вагоны».

Ряд участников рынка также обращают внимание на то, что с введением поправок грузоотправители и владельцы вагонов будут платить штрафы за занятие путей в определённых ситуациях, а для перевозчика в проекте не предусмотрено ответственности за несвоевременное оформление гружёных или порожних вагонов или за необоснованный отказ в их оформлении. В этой связи руководитель департамента маркетинга и аналитических исследований Brunswick Rail Андрей Цыганов считает: «Следует очертить зоны ответственности участников перевозочного процесса и предусмотреть ситуации, когда собственники подвижного состава не могут повлиять на процесс уборки своих вагонов с магистральных путей».

При обсуждении проекта особое внимание также уделяется вопросу о том, будет ли плата за занятие путей общего пользования интерпретироваться как санкция за нарушение или как оплата услуги. Точная дефиниция здесь очень важна, ибо именно она определяет порядок и правила взыскания средств с виновной стороны. В случае признания платы, взимаемой в соответствии со ст. 39 устава, штрафом или неустойкой к порядку её взимания должны будут применяться соответствующие правила. «Во-первых, исключается возможность безакцептного списания денежных средств с лицевого счёта должника. Взыскание платы должно будет происходить в судебном порядке, при этом перевозчик обязан будет доказывать наличие вины должника, а у последнего возникнет возможность аргументированно отстаивать свою позицию. Во-вторых, появится шанс избежать завышения размера взыскиваемых сумм, так как у суда есть право уменьшить неустойку в соответствии со ст. 333 ГК РФ, если она явно несоразмерна с последствиями нарушения обязательства», – объясняет юрисконсульт НП «ОЖдПС» Ольга Коваленко. Оплата услуги – совершенно другое дело. Она производится в рамках договорных отношений и зависит только от одного условия – заключения договора на оказание услуги в отличие от случая наступления гражданско-правовой ответственности должника, одним из условий которого является наличие вины одной из сторон.

Светлана Брокар, говоря о вопросах, связанных со способом взысканий, также высказывается за претензионный или судебный порядок. «Сейчас наши отношения строятся по договору с перевозчиком, когда средства сначала списывают со счёта, а уж потом операторы сверяют и выясняют правильность списания. Вопросы должны рассматриваться на уровне проверки документов. Чёрт ведь в деталях, как обычно», – подчёркивает юрист.

В целом же прогнозы участников рынка о реальной действенности предлагаемой меры по введению платы за занятие инфраструктуры распределились в достаточно широком диапазоне. При этом позиция Минтранса такова: принятие указанных изменений позволит создать механизмы для оптимизации перевозочного процесса и адаптации его под изменившуюся структуру железнодорожного транспорта, что даст возможность решить наиболее чувствительные для отрасли проблемы. Диаметрально противоположна ей точка зрения НП «ОЖдПС», согласно которой у грузоотправителей и грузополучателей возникнут проблемы, поскольку формулировки проекта позволяют взыскивать плату за занятие путей в перевозочном процессе во многих случаях и при полном отсутствии их вины.

Однако большинство грузовладельцев все-таки относится к инициативе положительно, соглашаясь с тем, что оператора нужно стимулировать к технологической дисциплине, а принятие данных изменений этому явно способствует.

Наряду с этим ряд экспертов призывают учитывать и тот факт, что внесение изменений в существующее законодательство происходит на фоне экономической рецессии – обстоятельства, которое само по себе вносит элемент риска в любое новое предприятие. Именно поэтому важно детально проанализировать возможные последствия от прогнозируемого увеличения провозных платежей в случае взимания платы за занятие путей общего пользования, поскольку оно может привести к определённому оттоку грузов на другие виды транспорта. А этого в условиях сложившейся на сегодняшний день ситуации на железных дорогах страны допускать нельзя.

Марина Ермоленко



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

Выбор редакции

Летний призыв