29 мая 2020 17:37

Как «въехать» в холода

Рассказать о том, что ждёт машиниста-первозимника, может только инструктор

Осенние прогнозы всё чаще предвещают снег и заморозки. А что чувствуют молодые машинисты, которые первый раз поедут зимой в рейсы, и их наставники? Чтобы выяснить это, я встретился с машинистом-инструктором эксплуатационного локомотивного депо Москва-сортировочная-Рязанская Сергеем Синюгиным.
– Я и сам когда-то был первозимником,– говорит Сергей. – Еду с грузовым поездом, а у меня давление в системе гуляет. Не то чтобы не знал, что делать или растерялся, но наставнику всё же позвонил. Тот спокойно ответил: «Надо запросить остановку, всё ещё раз продуть, и в путь». И правда, дальше поехал как ни в чём не бывало…

За правое крыло грузового электровоза Сергей сел в 2006 году, а с 2012 года он – машинист-инструктор сначала грузовой колонны, а сейчас – пассажирской. Ему подчиняется 31 машинист, и из них в этом году четверо встретят свою первую зиму в пути – станут первозимниками.
– Каких-то специальных программ или курсов для подготовки начинающих машинистов к зиме нет, – говорит Сергей. – Тут всё известно наперёд – железную дорогу не вчера придумали, машинисты готовятся по теории, изучают давно изданные локомотивным хозяйством инструкции, сдают экзамены.

Слушал я рассказ инструктора, в котором всё выглядит буднично, обычно, а память мне подкинула картинку из жизни, и даже не моей, а прошлых поколений: ночь, лютая зима, маленькие фигурки с факелами мечутся у огромного замерзающего паровоза… Рассказываю Сергею. Но он прерывает меня:
– Сейчас техника уже совсем не та. И никому даже в голову не придёт воспользоваться факелом.

Но в инструкциях всё не предусмотришь, для этого и существуют обучение, передача опыта.

Основы подготовки будущего машиниста закладываются с самого начала, когда он только становится помощником. Инструктор должен сначала показать, а в следующей поездке проверить, запомнил ли новичок, на что следует обратить внимание при приёмке локомотива. Не забудет ли опробовать работу песочниц, знает ли, как правильно продувать цепи управления, напорную и тормозную магистрали.

Только что получившему права машинисту инструктор напоминает, что заснеженные пути требуют особого внимания. Тормозной путь зимой увеличивается на 200–300 метров, привычные для лета расстояния до начала торможения надо забыть. Зимой сложнее всем, не только новичкам, свою долю ответственности за локомотивные бригады несёт и инструктор по тормозам. Он назначает обязательные для всех дополнительные места для пробы тормозов. На плече от Москвы-сортировочной до Вековки, которое обслуживает депо, зимой каждые 70 километров тормоза в поезде должны быть опробованы. Это позволит очистить колодки от наледи и продуть тормозные магистрали.

Зима требует повышенного внимания от всех, не делая различий между новичками и бывалыми локомотивщиками. Надо следить за инеем и наледью на контактном проводе, и если там замечено повышенное искрение, значит, надо передавать диспетчеру, а через него – диспетчеру энергоучастка: «Иду на двух токоприёмниках».

И неспроста в морозы до сорока и ниже запрещено водить тяжеловесные составы – металл становится ломким, автосцепки надо осматривать очень пристально. Тут даже массивное стальное литьё может не выдержать.

Бывают и совсем необычные случаи, предугадать которые не сможет никто. Несколько лет назад зимой, вспоминает мой собеседник, прибыл пассажирский поезд на станцию Рязань. Там, как правило, производится смена локомотива. Поезд стоял не больше обычного, и мороз вроде не очень сильный, немного за двадцать. Но машинист стал трогать поезд – а он ни с места, примерз! Хорошо бригада не растерялась, начала упрямо двигать вагоны «в раскачку». Сначала подались первые два. Их надвинули на состав и снова тронули вперёд, потом ещё чуть-чуть. Уже зашевелились несколько вагонов, и, наконец, покатились все. А теперь представьте, что при этом творилось в купе и на полках и сколько было недовольных пассажиров. Мало кто понял, что это за конвульсии, в которых дергался состав. И как это можно объяснить людям? Вот такими неприятностями могут обернуться морозные «прихваты» – это тоже наука новичкам.

Есть, по словам Сергея, неисправности, возникающие предсказуемо, как смена времён года, они предопределены особенностями конструкции некоторых локомотивов, к примеру в ЧС2К перемерзают краны продувки да так, что «отойдут» они только на ПТО.

А вот другая напасть, от которой никуда не деться, – электровоз, мчащийся в снежных вихрях, облипает снизу снегом и сосульками. Отбивать их надо не только из эстетических соображений или из опасения прозевать поломку экипажной части. Если ледяные наросты достигнут критической величины, они при проходе по стыкам обязательно обрушатся, и как раз туда, где установлены устройства контроля схода подвижного состава (УКСПС). Датчики будут снесены, устройство исправно отправит сигнал движенцам о сходе с рельсов или обвисших деталях ходовых частей вагонов. По рации зазвучит: «Машинист поезда!.. Немедленно остановиться!..» – и бригаде придётся ещё полазить по сугробам, чтобы понять и сообщить потом о причинах случившегося.

Спрашиваю у Сергея, какая погода, на его взгляд, самая коварная для машиниста – оттепель с мокрыми снегопадами или, может, сильный заморозок? Нет, возразил он, самое опасное – это резкий перепад от лёгкой оттепели к лёгкому морозцу. В такую погоду из воздуха выпадает самое большое количество конденсата, эту влагу может прихватить где угодно.

Я разговаривал с другими машинистами, они плечами пожимают, считая по своему личному опыту, что нет ничего тревожного в положении первозимника, с опытом придёт и к ним уверенность. А Сергей Синюгин замечает, что объяснить это несложно: новичок ведь постепенно «вкатывается» в зиму, для него любая поездка – как в первый раз, что в мае, что в декабре, поэтому напряжение высочайшее. Всё резко изменится через год и, повторяясь раз за разом, перестанет пугать неизвестностью. Поэтому он убеждён, что нужно внимательно и по-товарищески относиться к молодым локомотивщикам. У него самого первозимники и все остальные машинисты колонны к зиме готовы. Добавлю: с хорошим инструктором им сам чёрт не страшен.

Артур Берзин,
спец. корр. «Гудка»



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31