27 февраля 2020 12:22

Догнать Америку

Затраты наших грузоотправителей на доставку товаров растут быстрее, чем в США

Институт проблем естественных монополий подготовил исследование «Сравнение расходов грузоотправителей на перевозку грузов железнодорожным транспортом в Российской Федерации и США». Эксперты выяснили, что за последние семь лет средняя финансовая нагрузка российских предприятий на транспортировку их продукции по железным дорогам выросла более чем в два раза. И таким образом стремительно приближается к уровню расходов их американских «коллег».
Железнодорожная система США была выбрана в качестве объекта сравнения, поскольку, по мнению экспертов ИПЕМа, она наиболее близка по топологии, структуре перевозок грузов и общей протяжённости путей к железнодорожному транспорту России. Кроме того, «и в США, и в России железнодорожный транспорт работает в очень широком спектре климатических и географических условий», пояснил руководитель отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМа Александр Поликарпов.

Кроме прочего, в исследовании указывается на сокращение разрыва в транспортных расходах у российских и американских грузоотправителей. Так, в 2005 году средние затраты при перевозках тонны груза на 1 км в США были выше на 34,6%. Но уже в 2012 году – только на 18,6%. Это объясняется тем, что при отсутствии госрегулирования и основного конкурента в виде инвентарного парка ОАО «РЖД» российские операторы грузовых вагонов увеличивали свои ставки за услуги по предоставлению вагонов.

При сравнении расходов предприятий на перевозки 1 тонны груза на среднее расстояние в России и США ИПЕМ также отмечает значительное сокращение: в 2005 году разница составляла 41,1%, в 2012 году – 19,7%. Но при этом нужно иметь в виду различную структуру перевозок по родам грузов в двух странах, уточняет Александр Поликарпов: в США возят на более короткие расстояния, и львиную долю при этом составляют высокодоходные грузы.
«В США наиболее массовым видом грузов является уголь, доля которого в общем объёме грузоперевозок составляет более 41% (в России 24,2%. – Ред.). Доля остальных видов грузов там не превышает 10%, в то время как в России значительную долю ещё составляют перевозки минерально-строительных грузов, а также нефти и нефтепродуктов – 21,3% и 19,4% соответственно, – говорит эксперт ИПЕМа. – При этом если в США перевозки всех без исключения видов грузов для перевозчиков являются прибыльными, то в России ряд грузов перевозится по тарифам ниже себестоимости. В целом расходы грузовладельцев на доставку грузов железнодорожным транспортом в России растут быстрее, чем в США. И не исключено, что в среднесрочной перспективе они могут сравняться».

Отдельно эксперты ИПЕМа отметили значительный рост средних расходов (ставка за ткм) российских грузоотправителей на перевозку зерна. Так, в 2005 году они были выше, чем в США на 35,9%, а в 2011 году – на 7,4%. И именно в связи с высокими транспортными затратами, считает Александр Поликарпов, отечественные предприятия зерновой промышленности в условиях жёсткой товарной конкуренции на мировом рынке частично потеряли экономическое преимущество.

Генеральный директор ООО «ПроЗерно» Владимир Петриченко согласился с тем, что для зерновиков общие затраты на перевозки по железным дорогам – с учётом разных составляющих – за последние годы значительно выросли. Причём в такой степени, в какой не выросли объёмы их производства и, соответственно, доходы.
«Аналогично и с автомобильными перевозками, их ставки тоже растут, – отметил он. – Но автоперевозчики ориентируются на железные дороги, находясь как бы в погоне за лидером. При этом говорить, что они сильно увеличивают свою маржу, тоже не приходится. Дорожает как бензин, так и издержки по движению, в первую очередь, как ни абсурдно, поборы ГАИ».

Между тем, по мнению заместителя начальника департамента тарифной политики перевозочных видов деятельности – начальника отдела ценового регулирования грузовых тарифов ОАО «РЖД» Александра Гусева, делать выводы о том, что российские грузовладельцы в последние годы стали больше тратить на транспортировку своей продукции в отрыве из контекста общей инфляции, не корректно. «Разве можно говорить о том, что сегодня цена на перевозку отстаёт от экономически обоснованного уровня?» – заметил он.

Да и в целом сравнение затрат на перевозки российских и американских предприятий тоже не совсем корректно, считает Александр Гусев, и может быть полезным только для «общего понимания».

Маргарита Меньшакова




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31