20 февраля 2020 02:11

Привяжут к рельсам

Неразвитость инфраструктуры сдерживает развитие добывающих мощностей на Дальнем Востоке

Федеральное агентство по недропользованию, Министерство энергетики и Министерство транспорта РФ создадут совместную рабочую группу, которая должна состыковать планы развития железнодорожной и энергетической инфраструктуры с обязательствами недропользователей.
В Роснедрах опасаются, что из-за ограниченных пропускных способностей железных дорог добывающие компании в скором времени не смогут выполнять условия по объёмам добычи, на которые были выданы лицензии в Сибири и на Дальнем Востоке. Между тем нарушение соглашений грозит отзывом лицензий, которые получить сейчас совсем не просто. «Проблемы развития железных дорог и электроэнергетики становятся достаточно серьёзными. Очень важно провести балансировку, чтобы синхронизировать развитие добывающих мощностей и инфраструктуры», – заявил на 9-м горнопромышленном форуме руководитель Роснедр Валерий Пак.

Начальник отдела лицензирования твёрдых полезных ископаемых Роснедр Сергей Никитин сообщил, что в рамках рабочей группы лицензионные соглашения будут пересмотрены, а сроки по выполнению обязательств недропользователям отодвинут.
«Например, если согласно выданным лицензиям планируется вывезти 30 млн тонн, а БАМ может принять только 15 млн тонн, естественно, надо синхронизировать процессы, – отметил Сергей Никитин. – Возможно, будут пересмотрены условия лицензионных соглашений с учётом того, как собираются развивать БАМ, чтобы одно соответствовало другому максимально».

Заперты инфраструктурой и потому рискуют не выполнить свои лицензионные обязательства многие предприятия. Среди них ОАО «ГМК «Норильский никель», которое вынуждено откладывать разработку Быстринского и Бугдаинского месторождений в Забайкальском крае. Срок окончания действия лицензии по второму из них – конец этого года. Однако строительство железной дороги от месторождений к Транссибу (реализуется на условиях ГЧП) на данный момент не окончено, хотя планировалось завершить его в 2011 году.

По словам члена Совета Федерации от Амурской области Павла Масловского, сроки начала разработки Быстринского и Бугдаинского месторождений задерживаются из-за отсутствия решения о выделении бюджетных средств на завершение строительства железной дороги в размере 3,56 млрд руб. и на строительство высоковольтной линии 220 кВ и подстанций.

Однако проблема не только в том, что компании не находят способов вывезти продукцию. Недропользователи откладывают строительство и отодвигают сроки начала разработок месторождений ещё и потому, что у них нет возможности завезти строительные материалы. Например, ООО «Байкальская горная компания», в полном объёме выполняющее свои обязательства по разработке Удоканского месторождения меди, как и «Мечел», имеют проблемы с транспортировкой.

«Есть два ограничения. Первое – подъездные ветки от инфраструктурного створа БАМа или Транссиба до месторождения. У кого-то это 10–20 км, а у кого-то – 80–100. Вторая проблема – расширение пропускной способности БАМа у восточных портов», – говорит генеральный директор IRP Group Булат Столяров. По его словам, если эта задача по расширению подъездных путей к портам не будет решена, решать первую бессмысленно. «На кону – инвестиционные планы «Байкальской горной компании» по Удокану, «Петропавловска» – по Приамурью, «Метрополя» с партнёрами – по Забайкалью, целой группы инвесторов – по Южной Якутии, это десятки миллиардов долларов инвестиций», – резюмировал Булат Столяров.

«Драма с пропускными мощностями на Востоке наступит не завтра, она уже существует сегодня, – говорит первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов. – Кузбасс в последнее время значительно увеличил перевозки в этом направлении, и сейчас мы везём там больше, чем в советские времена, на пределе. Там всё движется очень сложно, скорость упала, из-за этого у нас огромные эксплуатационные расходы. Мы значительно опоздали, расширять пропускные возможности нужно было гораздо раньше». Кстати, соответствующий проект был представлен в правительство ещё в 2000 году, но так и не был реализован из-за отсутствия финансирования.

Теперь же, чтобы обеспечить перевозку прироста объёмов к 2018 году, в модернизацию инфраструктуры БАМа и Транссиба к этому сроку будет вложено 562 млрд руб., что даст возможность увеличить перевозки на 55 млн тонн в год. Из них 302 млрд руб. инвестирует ОАО «РЖД», 110 млрд будет выделено в виде прямых бюджетных инвестиций и ещё 150 млрд – «на возвратной и платной основе» из ФНБ.

Азалия Идрисова



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31