17 ноября 2019 07:38

Точно в габарит

Победители «Нового звена» избавили монтёров пути от лома

Просто, дёшево и эстетично – такую оценку получил проект «Выгрузка рельсовых плетей в габарит без применения ручного труда» команды Южно-Уральской дирекции по ремонту пути. За свою простую до гениальности идею молодые изобретатели удостоились первого места в конкурсе «Новое звено 2013».
Большинство технологических операций производственного процесса в сфере путевого хозяйства выполняются примитивными инструментами – ломом, лопатой или кувалдой. При этом не всегда трудозатраты и риски для работника получить травму оправдывают итоговую цель. Одна из таких технологических операций – выгрузка длинномерных рельсовых плетей, которая выполняется с помощью обычного лома, как это делалось ещё 80 лет назад.
– Всего в этой операции задействовано шесть монтёров пути: двое из них освобождают плети и направляют их, а остальные четверо просто поправляют плеть лапчатым ломом. Такая работа связана с повышенным травматизмом и большим количеством передержанных «окон», – рассказывает руководитель проекта Роман Мухаметшин.

Роман – вчерашний студент УрГУПСа, окончил вуз в 2012 году по специальности «инженер-строитель железных дорог», после защиты диплома пошёл работать в Южно-Уральскую дирекцию на должность монтёра путевой машинной станции № 42. Здесь трудится и сейчас, но уже в должности мастера.

Как рассказывает, проектом вместе со своими молодыми коллегами стал заниматься практически с начала работы на своём предприятии. Оглядевшись и проанализировав ситуацию с нерациональным использованием рабочих рук, угрозой здоровью людей и непроизводительными потерями, команда Романа Мухаметшина решила сдвинуть дело с мёртвой точки. Решение пришло довольно быстро, сработало известное правило: всё новое – хорошо забытое старое. В нашем случае ребята воспользовались забытой идеей и довели её до ума.

– У нас на предприятии раньше использовалось устройство, подобное тому, которое внедрили мы, но оно было неэффективно. Например, не работало на кривых участках, часто давало сбои, – говорит Роман. – Мы его модифицировали: сделали раму, распорки, поставили на колёса...
– Сами всё делали?
– На нашей путевой машинной станции работает один умелый кузнец-сварщик, он мастер на все руки, – смеётся Роман. – Мой коллега Кирилл Кокшаров сделал чертежи. Мы отнесли их кузнецу и все вместе в течение нескольких дней сделали по ним габаритницу.

Название «габаритница» – пока ещё рабочее, неформальное. Само изобретение выглядит как металлическая балка на колёсиках с захватами для плетей снизу. Устанавливается габаритница на путь таким образом, чтобы колёсики находились на рельсах. При выгрузке плети устройство как бы «принимает» её, оказываясь сверху выгруженных концов плетей. С помощью троса устройство крепится за автосцепку выгрузочной платформы спецсостава. Когда рельсовозный поезд начинает двигаться, выгружая плеть, механизм просто двигается следом и укладывает плети строго по центру колеи.
– На кривых участках трос крепится за габаритницу дополнительно с левой и правой стороны для равномерного движения, – предугадывая вопрос, добавляет молодой человек. – В итоге если раньше для этой работы требовалось шесть монтёров пути, то теперь нужно только два – они освобождают плеть при выгрузке.

Создание одной габаритницы обошлось новаторам в 8,6 тыс. руб. Уже в течение полугода в качестве эксперимента устройство работает на «родной» путевой машинной станции изобретателей и пока не давало сбоев. Скорость выгрузки в целом увеличилась в два раза. Задача на будущее – укомплектовать устройством все 72 спецсостава Центральной дирекции по ремонту пути. На это, как рассчитали молодые инноваторы, потребуется чуть больше года и 619 тыс. руб.
– Зато экономический эффект для всей сети будет более 7 млн руб., – уверенно добавляет Роман Мухаметшин. – Поскольку для работы теперь нужно меньше монтёров пути, соответственно снижаются затраты на оплату труда. И это без учёта сокращения передержанных «окон». На Южно-Уральской дороге за последние 5 месяцев перерыв движения из-за несвоевременного открытия перегона после путевых работ по выгрузке рельсовых плетей, а именно поправки их в габарит, составляет 37 минут.

На вопрос, есть ли силы и желание довести дело до конца, Роман отвечает утвердительно. Внедрить проект на своём предприятии новаторам было непросто, но они сумели доказать ценность своей работы на более высоком уровне. Рекомендации к тиражированию опыта на всю сеть получили от старшего вице-президента ОАО «РЖД» Валентина Гапановича.

В планах у молодого рационализатора – личное и профессиональное развитие. Не исключает он и карьерный рост.
– У меня уже есть новые идеи. Например, иногда бывает, что плеть выбрасывает из спецсостава при транспортировке. В этом году на «Новом звене» как раз был проект по контролю за транспортировкой рельсовых плетей. Есть мысль, как сделать усиленный крепёж для плети, чтобы плети не выбрасывало. Там нужно много расчётов делать. Но я не исключаю, что посоветую эту идею какому-нибудь выпускнику вуза и студенту-практиканту, который придёт работать к нам на предприятие, – говорит Роман.

Надежда Россихина



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

Выбор редакции

Летний призыв