11 ноября 2019 22:47

Чувство движения

– В компании к молодёжи особое отношение, – говорит Николай Вакар

В ОАО «РЖД» всё чаще на ответственных должностях можно увидеть молодых сотрудников. Многие люди, пришедшие в компанию несколько лет назад,  успешно делают карьеру. Николай Вакар – один из них.
Мы встретились с Николаем сразу после завершения VII Слёта молодёжи ОАО «РЖД», где он, начальник станции Малоярославец, был в составе делегации Московской дороги. Такие слёты, говорит он, дают сильнейший заряд мотивации, а главное, позволяют понять настроение коллег, их взгляд на будущее компании. У молодого движенца к этому не праздный интерес. Осенью 2012 года он стал председателем Совета молодёжи Центральной дирекции управления движением. Знать, чем живут сверстники, важно для его работы.

Николаю всего 27 лет, но он уже зарекомендовал себя как грамотный управленец. Поэтому и доверили ему руководить станцией 3-го класса, в его подчинении 25 человек.

Традиционный вопрос выпускника школы, куда пойти учиться, Николая не занимал. Сын железнодорожников, он с детства хотел работать на стальной магистрали. И, окончив девять классов, поступил в Калужский техникум на специальность «локомотивы». Студентом был образцовым. Три года подряд получал президентскую стипендию за отличную учёбу.

Перечисляя «анкетные» вехи своей биографии, Николай демонстрирует часы на руке. Оказывается, это не простой аксессуар – награда отраслевого профсоюза. Эти именные часы вручили ему в 2005 году.

Родителей очень радовала успешная учёба сына, а ему хотелось помочь семье и материально. Тем более что подрастали сёстры, а отец долго болел, и деньги были нужны. Во время каникул Николай стал работать проводником. С зарплаты помог семье, а первый рабочий опыт дал «чувство движения», как он сам говорит. И все последующие карьерные шаги это чувство только развивали, открывая всё новые, всё более значимые составляющие процесса движения. На последних курсах колледжа полтора года работал помощником машиниста на крупной сортировочной станции Бекасово, затем поступил в МИИТ. Выбрал факультет организации и управления перевозочным процессом, рассудив, что профессия движенца открывает больше перспектив. После окончания вуза работал дежурным по станции Бекасово, затем ведущим инженером станции Москва-Каланчёвская.
– Сидя в локомотиве, я видел одну сторону процесса, – рассказывает собеседник, – на посту ЭЦ другую, а сейчас передо мной вся картина движения. Я рад, что прошёл все эти ступени. Например, работа в локомотивной бригаде дала мне понимание возможностей машин и психологии людей. И сейчас мне это очень помогает.

На новой должности Николай Вакар с марта нынешнего года. Признаёт, что работа трудная, но это именно то, чем ему всегда хотелось заниматься. Нравится быстро принимать решения, быть всегда на связи с коллегами из других служб и ощущать себя частью большой системы.
– Самое главное, не бояться брать на себя ответственность и уметь применить знания на практике, – говорит он. – Мы же везём всё: от топлива до лекарств и продуктов. Случись ошибка, и кто-то чего-то не получит. Об этом надо всегда помнить.

На новой должности он определил для себя приоритеты: обеспечить стабильное выполнение плана, повысить эффективность работы, укрепить коллектив. Для этого привлекает новых сотрудников и грузоотправителей. Подвижки есть. На станции Малоярославец осуществляют погрузку семь крупных компаний – отправляют цемент, бензин, зерно, металл. Экономические показатели выросли на 12–15% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

А в кадровом вопросе начальник станции делает ставку на молодёжь.
– К нам пришли очень грамотные ребята. Думаю, кадровый голод отступает. И другим стало отношение людей к жизни и работе. Сегодня модно и престижно хорошо учиться, следить за здоровьем. Это повышает уровень специалиста. Кроме того, в компании особое отношение к молодёжи, мы чувствуем, что в нас верят и нам помогают развиваться.

В 2011 году Николай участвовал в программе «Лидеры перемен», и по её итогам в числе лучших получил направление в Корпоративный университет ОАО «РЖД». Параллельно с работой он продолжает учёбу в аспирантуре МИИТа, пишет кандидатскую диссертацию «Организация комплексного транспортно-экспедиционного обслуживания на основе терминально-логистических центров ОАО «РЖД».

Этой темой занимается не только теоретически. Разработан проект строительства транспортно-логистического терминала для переработки тарно-штучных грузов в Малоярославце. Необходимая инфраструктура на станции есть, включая контейнерную площадку. Дело за инвесторами. Терминал позволит усовершенствовать всю систему погрузки-выгрузки. Новая система будет удобна и для мелких отправителей. Рациональное планирование погрузки позволит перевозить в одном контейнере грузы нескольких клиентов.

Помимо этого, Николай раз в неделю читает студентам МИИТа лекции по транспортному праву.
– Кругом у меня молодёжь, – говорит он с улыбкой. – Вообще иногда думаешь: недавно мы сами сидели на лекциях, сдавали экзамены, а теперь уже руководим, отвечаем за серьёзные процессы... На слёте с ребятами об этом говорили. Мы со многими очень сдружились. Кстати, это тоже один из большущих плюсов таких встреч. Я всегда могу позвонить и задать какой-нибудь вопрос по работе смежной службы.

Железнодорожная отрасль в нашей стране имеет почти двухвековую историю, а компании «РЖД» – всего десять лет. И в этом молодой командир видит свои плюсы:
– Мы имеем возможность выступать на рынке услуг в современном формате. Сегодня одной из главных задач ОАО «РЖД» стала интеграция в мировую транспортную систему. Для этого надо развивать в первую очередь логистику, повышать уровень технической оснащённости и, конечно, ориентировать сотрудников на деловое сотрудничество с клиентом. Сейчас приходит новое понимание известной фразы «клиент всегда прав». В ней читается уже не желание угодить, а осмысление, что мы работаем для людей. Без клиента, пассажира рельсы будут не нужны.

Безусловно, есть и трудности. По его словам, большие расстояния требуют больших вложений в обновление инфраструктуры. А без этого транспорт очень быстро отстанет от прогресса, не будет соответствовать потребностям людей.
– Кроме того, – говорит он, – реформа, которая идёт в отрасли, сталкивается с инертностью, как и всё новое. Тут важно понять, что и в стране, да и во всём мире, уже другая экономика, поэтому и транспорт не может жить по старым правилам и порядкам. Не может быть в стране рыночная экономика, а в железнодорожной отрасли – социализм. Но при этом, как показывает опыт нашей компании, вполне возможно сочетать принципы рыночной экономики и социальную справедливость. Практически нигде сегодня нет такого социального пакета для сотрудников, как в ОАО «РЖД». В нём есть всё – от медицины и обучения до поддержки с жильём.

Николай Вакар считает одной из главных задач обеспечить приток свежих сил в отрасль, а для этого усилить профориентационную работу. Сотрудники компании бывают в городских школах и детских домах. Молодые движенцы, вагонники, связисты рассказывают, как они пришли в профессию. Говорят: главное захотеть и не отступать от выбранного пути – и всё получится.

О своей работе Николай рассказывает и дома – маленькому сыну Роману. Правда, тот в свои пять лет уже тоже может рассказать папе об успехах. Недавно он получил жёлтый пояс по тхеквондо, которым занимается в школе олимпийского резерва. И это неудивительно: характер-то отцовский.

А сам Николай не собирается останавливаться на достигнутом. Чувство движения у него в крови.

Наталья Журина
Малоярославец



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

Выбор редакции

Летний призыв